Консультация для родителей: "Воспитание добротой"
консультация (средняя группа)

Елькина Ольга Афанасьевна

"Воспитание добротой"  крнсультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditele1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Воспитание добротой"

     Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки

бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы

воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые

поступки. Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности.

 В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

 1. Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

 2. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

 3. Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

 4. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

 5. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать

чужую боль.

 6. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

 7. Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень

положительного отношения.

      Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо

воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.

     По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого

отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой

ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется « агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере

должны предопределяться ими. В противном же случае из человека

вырастает жестокосердный эгоист.

      Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не

с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И

самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание

ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и

чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как

можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал

ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

       Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье

атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители –

первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных

требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно

родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители

главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание

строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от

того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. В наши дни

произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится

слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама –

экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот

ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не

ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной

нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением

воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание (а не нравоучениями).

      Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с

поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме

свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. –

Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту

игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов

торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка,

говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

     Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша,

прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш

заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть,

она ему понравилась». Сущность доброты – способность сопереживать.

Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз

замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его,

полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но

уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет

повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких

уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано.

      Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже

сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать

воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для

выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость,

нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х

лет мало что понимают и ничего не запоминают. Но в этот период все их

существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.

Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на

подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,

что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях

наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой

разумеющееся.

       Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение

сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе,

растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это

самый главный образец для подражания. Говорите о сложном, просто для

духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные

сказки со счастливым концом, в которых добро, всегда побеждает зло.

     Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по

которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что

происходит. Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые

поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои

учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

 Как поощрять, или наказывать ребенка. Так же очень важно поощрять

ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела

всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в

беде. Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую

кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как

с взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы

видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину

(погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на

место). Наказывая, подумай!? Зачем?!

 Семь правил о наказании:

 1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни

психическому. Наказание должно быть полезным.

 2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

 3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка

заслуженной похвалы или награды.

 4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим

 5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)

 6. Наказывайте, но не унижайте.

 7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему

его наказали. Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало,

отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш

малыш будет расти вслед за вами!

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию

 От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у

ребёнка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От

сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной

что - то не так», «я - плохой».

 Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Ещё ценность зависит

от того, что мы туда бросаем.

 Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены

любовью и надеждой.

 Научитесь слушать своего ребёнка и в радости и в горести.

 Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте

общения с ним.

 Станьте для своего ребёнка, примером для подражания в проявлении

положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.

 Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

 Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным

лицом.

 Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые

сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Список литературы:

 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка

Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

 2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

 3. Ожегов И. С. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.

Консультация для родителей

«Растим детей любознательными».

       Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, лед тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.

Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.

Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно – не столь важно.

Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий.

Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

Чтобы любознательность была созидательной, ее надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребенок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.

Слушайте его вопросы и отвечайте на них.   Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребенка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если ребенок не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребенка, просто и коротко.        

Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, ребенку надо с ним экспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.

Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребенка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подавить в малыше ученого, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.

Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.

Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква «М» с нее начинаются «мама» и «молоко»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.

Обучение должно быть забавой. Если ребенок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить ее.

Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание добротой"

Добрым быть совсем,Совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от света,Доброта – не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если добро...

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....

Консультация для родителей " Воспитание добротой "

Доброта - это ласковое, участливое, заботливое отношение к людям. Это осознанное желание помогать, подкрепленное силой и действиями. Это понимание того, какой эффект произведет сделанный нами поступок...

Консультация для родителей "Воспитание добротой"

Раскрытие понятия "Доброта"в противовес агрессиии и  негативных проявлений у детей....

Консультация для родителей "Воспитание добротой"

Консультация для родителей "Воспитание добротой"...

Консультация для родителей: «Воспитание доброты»

Консультация для родителей: «Воспитание доброты»...

Консультация для родителей "Воспитание доброты и сердечности"

В данной консультации родители знакомятся с тем, как воспитывать в детях доброту и сердечность...