Практическая консультация для педагогов "Особенности организации дежурства по столовой в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа)

Егорова Валентина Александровна

Консультация, о том как важно и необходимо знать о дежурстве в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация дежурства22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая консультация для педагогов

 «Особенности организация дежурства по столовой в старшем дошкольном возрасте»

                                          Егорова В.А.,

воспитатель МАДОУ

«ДС №30 г. Челябинска»

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности и ее процессе, деловитости и самостоятельности.

При организации дежурств воспитателю приходится, уделив внимание еще одному вопросу ― сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. После еды всё ли должны убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Наиболее целесообразной будет такая организации уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.

Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет, насколько дети овладели приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Такие наблюдения позволяют воспитателю, в старшей и подготовительной к школьным группам определить каждому дежурному отдельное задание. Например, воспитатель предлагает Вике накрыть два стола, Галя ― другие два стола. Спустя некоторое время (через 2―3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию.

Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.

Практическая часть.

Ведущий предлагает рассмотреть педагогические ситуации:

Ситуация №1

«Галя―собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой, который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Она почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя па Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело»

Вопрос: «Что не учел педагог, организуя таким образом дежурство?» -(обсуждение ситуации - 3-4 минуты).  

          Ведущий подводит итог:

Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление обучать навыкам другого ребенка, оставаясь при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.

Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А то, что объемы работы каждого неодинаковы, он не учитывал.

Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале ― на другие два стола. Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали.

Ситуация №2

Игорь ― инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой, нерешительным, но добросовестным и аккуратным.

        Вопрос: Какие педагогические цели решает педагог, объединяя таким образом детей в пары? (обсуждение ситуации - 3-4 минуты)

Ведущий подводит итог:

Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца.

Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, указали положительное влияние и на совместную работу.

О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания.

Ситуация №3

Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дежурить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет.

Вопрос: Какие качества необходимо формировать у Нади? (обсуждение ситуации - 3-4 минуты)

Ведущий подводит итог:

У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать па то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь.

Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д.

В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать им дежурить вместе.
         Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь младшему воспитателю.  Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и младший воспитатель опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления....

Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе

Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол.Задачи:Образовательные: совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в...

Консультация для воспитателей: «Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувс...

Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...

Организация дежурства по столовой в старшей группе (Из опыта работы)

В материале представлена организация дежурства по столовой в старшей группе...

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...