Консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию.
консультация (старшая группа)

Панова Татьяна Николаевна

Материал для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

 

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это

источник любви к Родине...

Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

 

        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русской народной  культуре  уже сейчас в дошкольном возрасте.

 Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные  чувства, развивать духовность

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа  надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.).

 В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка  утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых.  Традиция пересчитывания  в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами,  возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие,  и  в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки,  заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Уважаемые родители!

Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.

Спасибо за внимание!

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».

      Актуальной задачей в настоящее время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

    Давно признано огромное значение литературных произведений для  воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

     Как же приобщить ребенка к книге, как реализовать ее нравственный потенциал?

С целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы стараемся использовать разные методы:  

Наглядный:   чтения педагогом рассказов,  наблюдений,  показа сказок (педагогом, детьми),

 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр,

экскурсий по городу, целевых прогулок.

 Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:  чтения литературных произведений воспитателем;  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;  рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;  разбора житейских ситуаций;  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.    

Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Чтобы дети усвоили не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали: как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений  и навыков основных движений. Художественные произведения включали в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у  детей. Использовали и такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда вели беседу сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.

     Один из приемов работы  - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировав художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.

Проблема:

  • Трусость - Э.Успенский «Академик Иванов»,С.Маршак «Чего боялся Петя», О.Григорьев «Дрожащие стихи».
  • Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,  Я.Аким «Жадина».
  • Привычка брать без разрешения - Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Огурцы», С.Михалков «Находка».
  • Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н.Носов «На горке», В.Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
  • Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Б.Заходер «Серая звёздочка», В.Осеева «Волшебное слово»,  Г.Остер «Вредные советы», В.Драгунский «Хитрый способ», Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик»,  А.Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
  • Агрессивность - Э.Мошковская «Человек бесчеловечный»,  Е.Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история».
  • Жестокость - Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»,  Р.Погодин «Жаба»,  Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»,  В.Солоухин «Бишка», Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
  • Эгоизм - Е.Пермяк «Сила не право»,  Д.Лукич «Четыре девочки»,  Л.Толстой «Птичка»,  Уолтер «Мальчик - звезда»,  В.Осеева «Печенье».
  • Непослушание - К.Ушинский «Умей обождать»,  М.Горький «Воробьишко».
  • Правда и ложь - Н.Носов «Карасик», «Фантазёры»,  В.Осеева «Почему», В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

     Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника.

Тема:«Нравственное воспитание детей младшего возраста»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей  «Борьба с дурными наклонностями»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию/2019

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию 2019 г....

Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию

Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию...