Консультация для родителей «Сказкотерапия детских проблем».
консультация (подготовительная группа)

Иллус Людмила Евгеньевна

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказки всегда служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Походы в сказочный мир развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дают ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества, формируют детский опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_detskih_problem.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Сказкотерапия детских проблем.

Сказкотерапия - современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки. Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (страха, различных фобий, агрессивности и др.). Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказкирассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.

Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия?
Люди не могут жить без страхов. Страх – это важная, жизненно необходимая эмоция, главная задача которой – уберечь от опасности, пробудить в человеке осторожность и внимательность. 

Так как для ребенка наш мир велик и во многом непознанный, дети часто встречаются с естественным страхом неизвестного. Они могут бояться повседневных вещей: шумного фена, свистящего чайника, замкнутого лифта или высоты; природных явлений, как удары грома, свист ветра, темноту. Застенчивых малышей может пугать большая или новая компания, выступление перед зрителями, новые места.
Многие детские страхи являются возрастными и имеют временный характер.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

- 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;

- в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;

- в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;

- в 7-8 лет – умереть и смерти близких.

Родителям не стоит высмеивать эти страхи, лучше познакомить с ними ребенка и сказкотерапия здесь очень эффективна.

Вашему вниманию предлагаются сказки, которые вы можете прочитать своему малышу дома, если наблюдаете у него появление того или иного страха.

- Ваш малыш собирается в садик, и вы переживаете вместе с ним страх расставания, тогда почитайте замечательную книжку Ольги Громовой «Зайка идет в садик», которая адресована детям с 3х- 4 лет. Проживая с персонажем все незнакомые ситуации, ваш малыш легко и с радостью адаптируется к любому коллективу.

- В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь».

- Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов:

- Страх расставания с мамой - «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».

- Боязнь самостоятельности – Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу».

- Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары - «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба – Яга», «Слоненок, который боялся темноты».

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж – смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).

- Можно самим сочинить для ребенка сказку на волнующую его тему.

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

- Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.

- Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.

- Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.

- Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.

Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.

Вот еще один любимый прием в сказкотерапии – это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

Советы родителям

1.                 Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится, а, наоборот, проявите заботу. При наличии страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся?

2.                 Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3.                 Обсуждайте прочитанные книжки, интересуйтесь, тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок, ведь иногда они бывают и полезными.

4.                 Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность, вызванная страхами

ПОДБОРКА КНИГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ



1. Вачков И.В "Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку"

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.

В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии

Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности.

Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Практикум по сказкотерапии"

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,
психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто
чувствует близость к сказочному жанру. В популярной форме
рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом
их можно использовать в процессе психологической, педагогической и
воспитательной работы; обсуждаются приемы создания
специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих
неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и
способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание
носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической
работы с комментариями и рекомендациями по использованию.

4. Стишенок И.В. "Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост"

Как осуществить мечту? Как раскрыть свои возможности и реализовать их? Как научиться общаться и понимать друг друга? В этом вам поможет сказкотерапия. Благодаря сказкам и играм, предложенным в данной книге, вы сможете найти ответы на эти и многие другие вопросы.
В книге представлены психокоррекционные сказки и психологические игры, методические рекомендации по сказкотерапии, предложены удобные схемы работы с каждой сказкой, подробно описаны две программы сказкотерапевтических тренингов.

5. Соколов Д. "Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки, или Приключения принца Эно"

"B маленьком озере жил крокодил, очень красивый, приятный такой... Очень он там хорошо жил, кушал вкусно, на прогулки ходил, к знакомым в гости... Так продолжалось много лет. А потом пруд высох - и крокодил исчез. Никто не знает, куда он делся".

Вот такие печальные и не только истории, а также ящеры, дети, Эрик Берн, братец Гримм, фиолетовый котенок, дедушка Фрейд, Милтон Эриксон, детский сад, блудный сын, метафоры, нейролингвистическое программирование, желтый цыпленок, В.Я. Пропп, дети и мамы, волшебные помощники, Баба-Яга, сценарный анализ и многое другое в маленькой, но содержательной книге Дмитрия Соколова, терапевта по профессии, сказочника по жизни.

В четвертом издании известной книги не только ничего не исключено, но, напротив, добавлено много новых сказочных историй.

6. "Там, на неведомых дорожках..." Из практики сказкотерапии - Пономарева В. Это издание подготовлено на основе практики индивидуального консультирования, групповых тренингов, дистанционной сказкотерапии. В книге публикуются также авторские психологические сказки (и притчи в авторском пересказе), способствующие обретению душевного равновесия и освобождению от того, что этому равновесию мешает: от стрессов, страхов, эмоциональных бурь. Кроме того, в ней содержится немало психологических игр и упражнений: они встречаются не только в изложении представленного сказкотерапевтического опыта, но и в самих сказках, а также коротких доверительных беседах, предваряющих или завершающих большинство из них. Причем техники «привязаны» к сюжетам, ситуациям и событиям, т. е. предложены контекстно.

7. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей"

Программа «Планета чудес» направлена на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и развитие креативности. Программа состоит из 28 занятий. В этой книге психологи, педагоги и родители найдут творческие игры и задания, которые не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного и школьного возрастов, так и со взрослыми. Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит психологам, воспитателям, родителям определить уровень развития творческого мышления детей дошкольного возраста.

8. Р.М. Ткач "Сказкотерапия детских проблем"

Книга раскрывает секреты психологической помощи детям от 3 до 10 лет. Автор просто и подробно передает заботливым родителям и начинающим психологам знания, примеры и рекомендации для решения многих проблемных ситуаций с помощью терапевтических сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Сказкотерапия детской души."

Сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются ч...

Консультация для родителей "Сказкотерапия"

Что такое СКАЗКА?Как надо читать сказки?Возрастные особенности чтения сказок?...

Консультация для родителей "Сказкотерапия детских страхов"

Откуда берутся детские страхи и как помогает детям сказкотерапия. Как сочинить терапевтическую сказку для своего ребенка....

Консультация для родителей: «Сказкотерапия в решении детских проблем. Воспитание организованности и дисциплины у ребенка».

Материал содержит общие методы и закономерности, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины, а информацию о роли сказки в решении детских проблем...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в помощь родителям."

Рекомендации родителям для проведению сказкотерапии...

Консультация для родителей "Сказкотерапия детской души"

Для ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации, важно найти пример для подражания. Нравоучения и советы родителей тут не помогут. Зато, если донести эти советы в форме сказки, их эффективность сильно во...