Консультация для родителей: «Сказкотерапия в решении детских проблем. Воспитание организованности и дисциплины у ребенка».
консультация

Материал содержит общие методы и закономерности, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины, а информацию о роли сказки в решении детских проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dl_rod_skazk_v_resh_det_prob._vos_organ_i_dists_u_reb.docx291.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Сказкотерапия в решении детских проблем. Воспитание организованности и дисциплины у ребенка».

Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.

Далеко не у всех родителей и педагогов,  получается, приучить ребенка к порядку и организованности. Довольно часто воспитательное воздействие заканчивается ссорой и непониманием, причем с обеих сторон. Взрослый не понимает, почему ребенок не делает  то, что ему говорят, а ребенок не понимает, что от него хотят в принципе…D:\аутизм\hello_html_m6e60d2c2.gif

В каждой семье существуют правила гласные или негласные. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и многого другого. Приучение к ним ребенка – важная часть, если не сказать основа, его воспитания, потому что дают ребенку понятие не только о порядке и красоте, но и ощущение уверенности в жизни. Неприученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Он разболтан, неорганизован, невоспитан. Во многих случаях он оказывается без ориентиров, не знает как себя вести, как организовать свои дела и время.

Как же его приучать? Приучение к порядку и правилам – это работа. Причем работа длительная, ежедневная, ежечасная. А начинается она с понимания смысла. Что есть порядок и почему это хорошо?

Часто взрослые просто требуют от ребенка порядка не объяснив ему, что они имеют ввиду, чего ожидают от него. Чтобы ребенок правильно понял, что от него хотят и почему, важно донести до ребенка смысл того, что мы хотим. А для этого как нельзя лучше подойдут притчи, сказки и истории.

В толковом словаре Ожегова слово «порядок» обозначает:

  • Правильное, налаженное состояние, расположение чего-то.
  • Последовательный ход чего-то.
  • Правила, по которым совершается что-то.

А вот как раскрывается понятие порядка в сказке про гусеничку.

Сказка о порядке (автор Татьяна Помысова).

Гусеничка вытряхнула на землю целый мешок цветных камешков, лоскутков, старых открыток, блестящих пуговичек, бусинок, сломанных сердечек, поцарапанных шкатулок, перышек, брошек и колечек, и сказала Цыпленку, чтобы он выкинул весь этот хлам на помойку.

Ей опять  захотелось генеральной уборки.

Цыпленок вдруг уперся.

Ему нравились все эти ее женские штучки.

Рассортировал по коробочкам: пуговки к пуговкам, бусинки к бусинкам, перышки к перышкам, подписал и сложил обратно в мешок, ставя аккуратненько коробочку на коробочку.

Правда мешков стало два, но Гусеничка радовалась, и ее душа пела: в доме воцарился вожделенный ПОРЯДОК!

Познакомив ребенка с подобными сказками и притчами, мы можем спросить, как он понял, что есть порядок в его понимании?

И только после этого попробовать создать порядок в своем доме, в своих игрушках, на своем столе. Конечно, взрослый должен помочь ребенку организовать порядок вокруг себя, кроме этого необходимо похвалить себя за этот труд, порадоваться за себя и порадоваться той красоте, которую сами и создали. Деятельность, подкрепленная положительными эмоциями и высокой самооценкой, обречена на успех!

Общие методы и закономерности, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины.

  1. Вот ситуация. Мама держит на руках полуторагодовалого ребенка. В один момент ребенок поворачивается к ней лицом к лицу и шлепает своей ладошкой маме по лицу. Мама берет его за руку и строго говорит: «Нельзя бить маму!»

В чем мудрость поведения матери в данной ситуации? (Она четко и в тоже время мягко сообщала ребенку решительный запрет на недружелюбное отношение к себе)

Какой урок получил ребенок? (беспрекословность родительского «НЕТ»)

С самого раннего возраста четко и мягко, твердо и беспрекословно, «НЕТ» значит «НЕТ», без вариантов. Наша твердость и уверенность в данном случае – это залог того, что у ребенка будет формироваться опыт послушания и правильного поведения, он будет четко знать, что ему позволено, а что нет.

Итак, первая важная закономерность – «Начинать как можно раньше», с самого нежного возраста, родители четко и уверенно дают понять что можно, а что нельзя. К сожалению мы часто не придерживаемся этого и позволяем ребенку пока он маленький очень многое, а когда он подрастает и продолжает вести себя так же, нас это возмущает и обижает. «Ты уже большой, должен понимать!», - говорим мы ему. Очень огорчают агрессивные выпады наших подростков в адрес родителей, однако, мы сами когда-то позволили им больше чем можно! Чтобы вести себя правильно ребенок должен нажить этот опыт, позвольте ему это сделать. Будьте постоянны, уверенны и последовательны в своих требованиях!  

  1. Организованность ребенка зависит не только от постоянства требований родителей, но также от порядка вокруг него. Очень важно, чтобы одежда, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо когда в семье складываются свои ритуалы – укладывание спать, прогулки, прием гостей и т.д.

Важно, чтобы то, что вы ждете от ребенка, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.      

К сожалению, постоянные нарушения могут закрепляться и превращаться в «правила». Возьмем, например проблему, связанную с едой. Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребенок ест, как он себя ведет при этом. Проблема с едой – это обычно испытание не только для ребенка, но и для родителей.

Обратимся к ситуации: Ребенок 6 лет, придя из сада, так увлекся своей игрой, что наотрез отказался ужинать вместе со всей семьей. Озабоченная мама долго переживала, что ребенок ляжет спать голодным и всякими правдами и неправдами уговорила его съесть перед сном бутерброд.

Что для родителей стало главным в этой ситуации: соблюсти правила или наполнить желудок? На разных чашах весов оказались забота о желудке и о нормах поведения. И первое очень часто перевешивает, и действуют родители «из лучших побуждений».

Вот для таких тревожных мам и пап позвольте мне познакомить вас с результатами одного важного эксперимента:  2 группы детей в саду. Одних кормили по расписанию, другие ели тогда, когда хотели сами. В результате не обнаружено у детей ни плохого аппетита, ни потери в весе, ни эмоционального дискомфорта.

Мы видим, что вполне можем доверять ребенку, его саморегуляции и интуиции.

Второй важный принцип: необходимость организовать среду и быт. Систематически участвуя в семейных ритуалах и выполняя установленные правила, ребенок наживает опыт послушания и привыкает к организованности.

  1. Заметим, что просто отслеживать выполнение правил недостаточно. Очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.

«4-х летняя Аня играла в песочнице с детьми. Подошло время обеда. Мама включилась в игру детей и потихоньку начала готовить ребенка к ее окончанию. «- Смотри Анечка, что я приготовила (из песка)? Вот вкусные пирожки с капустой, как ты любишь, Вот грибной супчик, вот твой любимый апельсиновый сок. Получился настоящий обед. Ты хочешь мне помочь накрыть на стол? Молодец! С тобой у нас получится красивее и быстрее. Наш обед уже готов. Можно собираться. Отряхни ручки, собери свои игрушечки, не забудь отдать девочке лопатку и поблагодарить ее. Сейчас мы все соберем, и пойдем домой, где нас уже ждет твой любимый супчик и сок…»

Что особенного делала мать, и почему ребенок слушался и делал то, что нужно?

Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь), поддерживая приятный тон общения. Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, которой надо было оторваться от игры и начать собираться – что всегда не просто дается ребенку (говорила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша). В-третьих, озвучивала и организовывала действия ребенка, помогая ему и в тоже время, сохраняя инициативу – предлагала встряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, она планировала следующие важные ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик)

 В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним – приучение его к порядку и дисциплине.

Многие родители интуитивно ведут себя также. Когда ребенок маленький, мать проговаривает все, что она делает, если ребенок постарше, она обсуждает с ним все его занятия и дела.

Организовать себя дошкольникам и младшим школьникам помогают также и внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, напоминалок, инструкций, расписаний, которые напоминают ребенку, что и когда он должен сделать. Они замещают руководящие указания взрослых и помогают самостоятельно справляться с делами. В чем польза этих внешних средств:

  • Снимают нагрузку с родителя.
  • Передают ответственность ребенку.

«Первоклассник Леня не умел самостоятельно одеваться. Он одевался очень долго и этим нервировал родителей и нервничал сам, постоянно что-то путал и забывал. Для родителей утро – был просто кошмар!» Проконсультировавшись с психологом, родители провели с Леней беседу о том, что он уже взрослый и вполне может сам одеваться в школу, только в качестве помощи предложили ему составить список тех вещей, которые необходимо одеть и взять с собой в школу. Рекомендации самому самостоятельному ученику были помещены на стену и собираясь утром Леня начал каждый шаг сверять его пунктами. В один момент он понял, что больше не нуждается в напоминалке и снял ее со стены.

Таким образом, очень важна следующая закономерность: Родитель должен помочь ребенку с помощью внешних средств научиться ответственному отношению к своим делам.   

  1. Ну и в заключении необходимо упомянуть о наказаниях. Естественным следствием неорганизованности или непослушания, как правило, являются наказания. И это не только те наказания, которые поступают от родителей. Часто они исходят от самой жизни, являясь следствием безответственности или несознательности. Специалисты заметили, что ребенок приобретает ценный жизненный опыт только тогда, когда в ситуации ему некого винить кроме самого себя. Поэтому и советуют родителям, в тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательности», не мешать ему столкнуться с негативным результатом своего действия.

Ситуации с несобранным портфелем.  

Мать не стала напоминать о несобранном портфеле. Когда неприятность случилась, она сочувственно отнеслась к переживаниям ребенка. Ее активное слушание позволило сохранить дружескую атмосферу и помочь мальчику извлечь полезный урок.

Жизнь порой учит нас лучше, чем родитель. И когда за неправильные действия ребенок наказывается самой жизнью, то не стоит добавлять родительского назидания. Часто мы поступаем так же как поступали с нами в свое время, пускаемся причитать и сокрушаться (Я же говорила, что ты несобранный, вот я не проконтролировала, и ты забыл  и т.д. пусть тебе это будет уроком, будешь знать!...) Не сочувствие и понимание, а упреки, обвинения, угрозы. Не удивительно, что дети часто не хотят делиться своими делами с нами и не получают нужных уроков от жизни, а копя негатив и обиды.

И самое важное – это доброжелательность и ясность во всем: в понятиях, смыслах, в задачах, целях. Не будем забывать, что воспитание – это обоюдный процесс, воспитывая ребенка, родитель развивается сам, наживает опыт и совершенствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей тема: «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения.»

Советы родителям в решение конфликтных ситуациях, мирилки и игровые методы примирения...

Консультация для родителей: "Сказкотерапия детской души."

Сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются ч...

Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"

Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые....

Консультация для родителей на тему: В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!

Консультация для ролдителей о том как уберечь малыша от стресса при посещении детского сада...

Консультация для родителей " Сказкотерапия как метод воспитания всесторонне развитого ребенка".

Сказкотерапия-это один из психологических методов, но наряду с психологией, в сказкотерапии присутствует и педагогическая составляющая. Именно поэтому сказкотерапия-это воспитательная система, по сути...

Консультация для родителей на тему: "В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса"

Адаптация на новом месте может длиться 2-3 недели, в зависимости от психики и характера ребенка....

Консультация для родителей: «Метод совместного решения проблем»

В процессе практической работы с родителями и детьми, я заметила, что для многих, процедура решения проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, является болезненной и без посторонней помощи...