Нужно ли учить читать, считать, писать в детском саду
консультация (младшая группа)

Степанова Анна Сергеевна.
Нужно ли учить читать, считать, писать в детском саду ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Нужно ли учить читать, писать, считать в детском саду?»

Советы родителям.

Споры о том, стоит ли до школы учить детей читать и считать, ведутся практически постоянно. Одни родители считают, что можно расслабиться, другие всерьёз готовят детей к первому классу.

Подготовка к школе — дело серьёзное. Ребёнок должен быть готов психологически, физически, иметь базовые знания по предметам начальной школы.

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать?

Споров по этому поводу много.

Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению:

- отнимаем у детей детство;

- чтение может навредить зрению;

- ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше:

- нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ);

- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

- в процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

- родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

- время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

- дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

- обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

- надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;

- при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

- используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

- для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

- способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

- сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

- приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

- разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов - поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением:

- знакомство со звуками и буквами;

- слияние звуков в слоги;

- составление слов из слогов;

- чтение слов и предложений.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.

Надо ли дошкольника учить писать?

Возраст семь и восемь лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить.

Тогда как же осваивать письмо?

Нельзя торопиться и ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный и достаточно кропотливый. Прежде чем начинать собственно обучение курсивному письму (письму «письменных» букв), необходим продолжительный подготовительный период.

Этот период включает умение писать ровную, прямую, наклонную линии, овалы. Очень важно отработать умение работать в строке, научить зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

Утверждение некоторых педагогов-практиков о необходимости тренировать у детей мышечное чувство, выполнять большое количество технических упражнений, например, штриховать, является совершенно необоснованным, т. к. до 9 лет мышечное чувство, или кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому можно тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.

Основная задача при подготовке дошкольников к письму заключается в развитии таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. Умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

Надо ли дошкольника учить считать?

Научиться писать цифры и решать простые примеры — это нужные навыки. Но математика — это, прежде всего, логика.

Необходимо сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений).

Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя.

Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». Сначала называют числительное потом существительное.

Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно. Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности. Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол).

Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать и писать

Консультация для родителей по проблеме обучения чтению и письму старших дошкольников....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Консультация для родителей " Готов ли ваш ребенок учиться читать и писать"

В чем заключается готовность к обучению чтению и письму? Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? На этот вопрос вы найдете правильный ответ в данной кон...

Статья "Семейная игра поможет ребенку учиться читать и писать"

Статья для родителей детей младшего школьного возраста. Из нее можно узнать, как с помощью игры всей семьей помогать ребенку учиться читать и писать. Также можно рекомендовать родителям детей старшего...

Нужно ли научить ребенка считать, писать, читать до школы?

Чтение, письмо и счет относят к так называемой педагогической готовности ребенка к школе. Успешно освоить эти навыки малыш способен как в дошкольном возрасте, так и после восьми лет. Важно обратиться ...

Нужно ли учить детей читать,считать и писать в детском саду?

Статьи для родителей и воспитателей дошкольных учереждений....