памятка о СДВГ(рекомендации)
материал

Красноперова Ирина Анатольевна

Импульсивность, гиперактивность и невнимательность - о трёх бедах детей с СДВГ и об играх, которые могут им помочь

До достижения ребёнком 5-летнего возраста СДВГ можно только предполагать - из-за недостаточной зрелости мозга до определённого времени гиперактивное и невнимательное поведение является вариантом возрастной нормы. Однако некоторые дети упорно не перерастают его и после 5 лет, и даже к школе. Тогда речь идёт уже о реальном нарушении.

Основные проблемы СДВГ зашифрованы в самом диагнозе – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности. Часто тут упускается ещё один важный момент - импульсивность. И да, именно импульсивность, пожалуй, вызывает больше всего проблем: такие дети не умеют ждать, хватаются за всё сразу и на полпути бросают, а ещё постоянно бедокурят по мелочи и не очень. Можно хоть 300 раз обговаривать как, например, надо сидеть за столом, чтобы не было грязно, но «маленький свин», всё равно оставит за собой бардак. Из-за подобных выходок складывается впечатление, словно бы ребёнок делает назло, но это не так. Сама суть импульсивности состоит в том, что он сначала делает, а потом думает зачем и как.

картинка из открытых источников

картинка из открытых источников

Немало людей, считают, что это никакое не расстройство, а просто за ребёнком "не следят", "не воспитывают", дают ему постоянно телевизоры/телефоны, поэтому он такой. Но СДВГ существовало всегда. Если вы вспомните дошкольные или школьные годы, то гарантированно окажется, что среди основной массы детей всегда находилось 1-4 ребёнка с "галёрки", которые хоть и не были глупыми, но почти наверняка плохо учились, постоянно отвлекались или носились, а замечания не воспринимали совсем. А ведь всё это было до всяких там компьютеров/телефонов. И было потому что СДВГ это не выдумка, а реальное неврологическое нарушение. Упоминание о похожих расстройствах поведения и обучения встречались ещё в медицинской литературе 18-го века. Только вот статус диагноза (F90.0 по МКб-10) подобные поведенческие моменты со стороны ребёнка получили недавно - с 80-90-ых годов прошлого века.

 

Откуда берётся СДВГ?

Особенности работы мозга приводят к тому, что такие дети, хоть и обладают нормальными, а то и высокими интеллектуальными способностями, в плане самоконтроля и продолжительного удержания внимания психически дозревают дольше, если дозревают вообще - 50% людей с этим диагнозом так его в итоге и не перерастают и вынуждены уживаться со своей "невоспитанностью" и "раздолбайством".

На данный момент ведущей причиной возникновения СДВГ считается недостаточная зрелость нейронных сетей, по которым в лобные доли мозга должны поступать дофамин и норадреналин - это такие вещества, которые, грубо говоря, позволяют нейронам обмениваться информацией. Если бы они поступали в адекватном количестве, у ребёнка не было б таких проблем - его системы, отвечающие за внимание, подавление импульсивности, целеустремленность и самоконтроль, работали бы как надо. Учитывая, что лекарства для СДВГшек, работающие на повышение выработки дофамина и норадреналина и увеличение их доступности для лобных долей мозга, часто приводят к улучшению внимательности и поведения, судя по всему, биологическая причина действительно лежит где-то здесь.

 

Как можно помочь ребёнку?

Кроме лекарственной терапии, существует масса упражнений и игр, направленных на улучшение способности ребёнка от 4-5 лет и старше контролировать собственное поведение и внимание.

Эти игры учат ребёнка думать, прежде чем что-то делать, повышая внимательность и снижая импульсивность и гиперактивность.

Колокольчик

Даёте ребёнку колокольчик, с которым нужно пройти от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не зазвенел.

Сюда же подходят игры типа налить в столовую ложку воды (для начала половину) и пройти из одного конца комнаты в другой так, чтобы она не была пролита. Или ходьба с мячиком на ладони вытянутой руки (если так слишком просто, то мячик кладется на тыльную сторону ладони).

А ещё упражнения могут быть усложнены полосой препятствий.

Лодка-Берег

На пол нужно положить веревку или скакалку, деля пространство в комнате на "лодку" и "берег". Ребёнок встаёт на половину, отведённую под берег. По команде взрослого: "Лодка!", он перепрыгивает на другую сторону. Потом взрослый говорит: "Берег!" и ребёнок возвращается обратно.

Так взрослый несколько раз чередует лодку и берег, но потом периодически начинает периодически повторяться: "Лодка!" (ребёнок перепрыгивает), "Лодка!" (продолжает оставаться на месте), "Берег"(можно переместиться на другую сторону).

Скажи!

Задаёте простые вопросы, на которые малыш точно знает ответ. Загвоздка задания в том, что он должен отвечать исключительно после того, как вы сказали: "Скажи".

Выглядит это так. Вы спрашиваете: "Сколько лапок у кошки?", после чего держите паузу 3-5-10 секунд. Ребёнок должен молчать. И только после вашего "Скажи" он отвечает на поставленный вопрос.

Живое-неживое

Вы называете что-нибудь живое или неживое и кидаете мяч ребёнку. Он должен ловить мяч, если было названо живое, и отбивать, если назвали неживое.

Как вы уже догадались, игра может быть не только про эти две категории. С аналогичным успехом могут быть использованы категории "Птица/не птица", "Рыба/не рыба", "Транспорт/ не транспорт" и т.д.

Игра помогает не только проработать продуманность действий, но и развивает способность к обобщению - важную для развития интеллекта логическую операцию.

Замри!

Играет музыка - ребёнок танцует, как ему нравится. Но когда музыка замолчит, малышу требуется застыть в той позе, в которой его застала тишина.

За раз проводится 3-5 игровых сессий с разной продолжительностью тишины в зависимости от сложности позы, которую надо удерживать ребёнку.

Ловля комаров/бабочек/мошек

Вы говорите ребёнку, что в окно залетело много-много комаров. По команде "Лови!" он должен их ловить (показываете, как - хаотичные хватательные движения руками). А по команде "Стоп!" - сесть отдохнуть (показываете любую позу, в которую должен сесть ребёнок по этой команде).

Эта игра даёт возможность спустить пар гиперактивным детям и параллельно учит тушить активность, когда требуется спокойно посидеть.

Корректор

Можно использовать простую газету. Скажите ребёнку, что редактор ошибся и напечатал лишних букв в тексте. Малышу надо исправить ошибки непутевого взрослого и зачеркнуть, скажем, все буквы "О".

Потом задание может быть усложнено необходимостью искать сразу несколько букв, как на картинке ниже. Также могут использоваться шифровки (та, что в примере ниже, для умеющих читать) и игра-корректировка для улучшения переключаемости внимания:

 изhttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3507111/pub_6015354f5930a614f27fb18c_601940b28414c340c6ebb231/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3725294/pub_6015354f5930a614f27fb18c_60198d2c878d375283bd4fe2/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3952334/pub_6015354f5930a614f27fb18c_60198cdf878d375283bca900/scale_1200      картинки из открытых источников

 

Запрещенное слово/движение

Ребенку нужно повторять за взрослым все слова, кроме запретного. То же самое и с запретным движением.

Если малыш уже хорошо справляется с обоими вариантами, можно усложнить задание тем, что вы то говорите слова, то движения - так ребенок будет тренировать ещё и переключаемость внимания.

Отдельно для борьбы с СДВГ может использоваться чередование часов шума и тишины.

Такой метод помогает сбросить напряжение гиперактивному ребёнку и уменьшить количество ситуаций, где вы 100 раз что-то просите сделать, а он "не слышит".

Можно договориться о том, что малышу разрешено шуметь (заранее обсудите приемлемые и точно неприемлемые действия), пока не прозвенит таймер. Всё это время вы не делаете ему замечания, если он шумит в пределах правил. Когда таймер прозвенел, у вас начинается "время тишины" - теперь разрешены только тихие и спокойные игры.

Время нужно подстраивать под себя, ориентируясь на ребёнка: некоторым детям по крайней мере поначалу нужно относительно регулярное законное время для шума, а кому-то хватает и полчасика в день в конкретное время.

Напоследок добавлю, что как и многие поведенческие, психологические и неврологические нарушения, СДВГ требует долгой и терпеливой работы. тут не следует ждать, что вы неделю поделали такие упражнения и ребёнок стал мега внимательным и спокойным. Здесь, что называется, "вода камень точит" - нужна регулярная и системная работа, чтобы начались позитивные изменения. Однако они точно будут - мозг ведь учится.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_sdvg.docx659.38 КБ

Предварительный просмотр:

Импульсивность, гиперактивность и невнимательность - о трёх бедах детей с СДВГ и об играх, которые могут им помочь 

До достижения ребёнком 5-летнего возраста СДВГ можно только предполагать - из-за недостаточной зрелости мозга до определённого времени гиперактивное и невнимательное поведение является вариантом возрастной нормы. Однако некоторые дети упорно не перерастают его и после 5 лет, и даже к школе. Тогда речь идёт уже о реальном нарушении.

Основные проблемы СДВГ зашифрованы в самом диагнозе – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности. Часто тут упускается ещё один важный момент - импульсивность. И да, именно импульсивность, пожалуй, вызывает больше всего проблем: такие дети не умеют ждать, хватаются за всё сразу и на полпути бросают, а ещё постоянно бедокурят по мелочи и не очень. Можно хоть 300 раз обговаривать как, например, надо сидеть за столом, чтобы не было грязно, но «маленький свин», всё равно оставит за собой бардак. Из-за подобных выходок складывается впечатление, словно бы ребёнок делает назло, но это не так. Сама суть импульсивности состоит в том, что он сначала делает, а потом думает зачем и как.

картинка из открытых источников

картинка из открытых источников

Немало людей, считают, что это никакое не расстройство, а просто за ребёнком "не следят", "не воспитывают", дают ему постоянно телевизоры/телефоны, поэтому он такой. Но СДВГ существовало всегда. Если вы вспомните дошкольные или школьные годы, то гарантированно окажется, что среди основной массы детей всегда находилось 1-4 ребёнка с "галёрки", которые хоть и не были глупыми, но почти наверняка плохо учились, постоянно отвлекались или носились, а замечания не воспринимали совсем. А ведь всё это было до всяких там компьютеров/телефонов. И было потому что СДВГ это не выдумка, а реальное неврологическое нарушение. Упоминание о похожих расстройствах поведения и обучения встречались ещё в медицинской литературе 18-го века. Только вот статус диагноза (F90.0 по МКб-10) подобные поведенческие моменты со стороны ребёнка получили недавно - с 80-90-ых годов прошлого века.

Откуда берётся СДВГ?

Особенности работы мозга приводят к тому, что такие дети, хоть и обладают нормальными, а то и высокими интеллектуальными способностями, в плане самоконтроля и продолжительного удержания внимания психически дозревают дольше, если дозревают вообще - 50% людей с этим диагнозом так его в итоге и не перерастают и вынуждены уживаться со своей "невоспитанностью" и "раздолбайством".

На данный момент ведущей причиной возникновения СДВГ считается недостаточная зрелость нейронных сетей, по которым в лобные доли мозга должны поступать дофамин и норадреналин - это такие вещества, которые, грубо говоря, позволяют нейронам обмениваться информацией. Если бы они поступали в адекватном количестве, у ребёнка не было б таких проблем - его системы, отвечающие за внимание, подавление импульсивности, целеустремленность и самоконтроль, работали бы как надо. Учитывая, что лекарства для СДВГшек, работающие на повышение выработки дофамина и норадреналина и увеличение их доступности для лобных долей мозга, часто приводят к улучшению внимательности и поведения, судя по всему, биологическая причина действительно лежит где-то здесь.

Как можно помочь ребёнку?

Кроме лекарственной терапии, существует масса упражнений и игр, направленных на улучшение способности ребёнка от 4-5 лет и старше контролировать собственное поведение и внимание.

Эти игры учат ребёнка думать, прежде чем что-то делать, повышая внимательность и снижая импульсивность и гиперактивность.

Колокольчик

Даёте ребёнку колокольчик, с которым нужно пройти от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не зазвенел.

Сюда же подходят игры типа налить в столовую ложку воды (для начала половину) и пройти из одного конца комнаты в другой так, чтобы она не была пролита. Или ходьба с мячиком на ладони вытянутой руки (если так слишком просто, то мячик кладется на тыльную сторону ладони).

А ещё упражнения могут быть усложнены полосой препятствий.

Лодка-Берег

На пол нужно положить веревку или скакалку, деля пространство в комнате на "лодку" и "берег". Ребёнок встаёт на половину, отведённую под берег. По команде взрослого: "Лодка!", он перепрыгивает на другую сторону. Потом взрослый говорит: "Берег!" и ребёнок возвращается обратно.

Так взрослый несколько раз чередует лодку и берег, но потом периодически начинает периодически повторяться: "Лодка!" (ребёнок перепрыгивает), "Лодка!" (продолжает оставаться на месте), "Берег"(можно переместиться на другую сторону).

Скажи!

Задаёте простые вопросы, на которые малыш точно знает ответ. Загвоздка задания в том, что он должен отвечать исключительно после того, как вы сказали: "Скажи".

Выглядит это так. Вы спрашиваете: "Сколько лапок у кошки?", после чего держите паузу 3-5-10 секунд. Ребёнок должен молчать. И только после вашего "Скажи" он отвечает на поставленный вопрос.

Живое-неживое

Вы называете что-нибудь живое или неживое и кидаете мяч ребёнку. Он должен ловить мяч, если было названо живое, и отбивать, если назвали неживое.

Как вы уже догадались, игра может быть не только про эти две категории. С аналогичным успехом могут быть использованы категории "Птица/не птица", "Рыба/не рыба", "Транспорт/ не транспорт" и т.д.

Игра помогает не только проработать продуманность действий, но и развивает способность к обобщению - важную для развития интеллекта логическую операцию.

Замри!

Играет музыка - ребёнок танцует, как ему нравится. Но когда музыка замолчит, малышу требуется застыть в той позе, в которой его застала тишина.

За раз проводится 3-5 игровых сессий с разной продолжительностью тишины в зависимости от сложности позы, которую надо удерживать ребёнку.

Ловля комаров/бабочек/мошек

Вы говорите ребёнку, что в окно залетело много-много комаров. По команде "Лови!" он должен их ловить (показываете, как - хаотичные хватательные движения руками). А по команде "Стоп!" - сесть отдохнуть (показываете любую позу, в которую должен сесть ребёнок по этой команде).

Эта игра даёт возможность спустить пар гиперактивным детям и параллельно учит тушить активность, когда требуется спокойно посидеть.

Корректор

Можно использовать простую газету. Скажите ребёнку, что редактор ошибся и напечатал лишних букв в тексте. Малышу надо исправить ошибки непутевого взрослого и зачеркнуть, скажем, все буквы "О".

Потом задание может быть усложнено необходимостью искать сразу несколько букв, как на картинке ниже. Также могут использоваться шифровки (та, что в примере ниже, для умеющих читать) и игра-корректировка для улучшения переключаемости внимания:

 изhttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3507111/pub_6015354f5930a614f27fb18c_601940b28414c340c6ebb231/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3725294/pub_6015354f5930a614f27fb18c_60198d2c878d375283bd4fe2/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3952334/pub_6015354f5930a614f27fb18c_60198cdf878d375283bca900/scale_1200      картинки из открытых источников


Запрещенное слово/движение

Ребенку нужно повторять за взрослым все слова, кроме запретного. То же самое и с запретным движением.

Если малыш уже хорошо справляется с обоими вариантами, можно усложнить задание тем, что вы то говорите слова, то движения - так ребенок будет тренировать ещё и переключаемость внимания.

Отдельно для борьбы с СДВГ может использоваться чередование часов шума и тишины.

Такой метод помогает сбросить напряжение гиперактивному ребёнку и уменьшить количество ситуаций, где вы 100 раз что-то просите сделать, а он "не слышит".

Можно договориться о том, что малышу разрешено шуметь (заранее обсудите приемлемые и точно неприемлемые действия), пока не прозвенит таймер. Всё это время вы не делаете ему замечания, если он шумит в пределах правил. Когда таймер прозвенел, у вас начинается "время тишины" - теперь разрешены только тихие и спокойные игры.

Время нужно подстраивать под себя, ориентируясь на ребёнка: некоторым детям по крайней мере поначалу нужно относительно регулярное законное время для шума, а кому-то хватает и полчасика в день в конкретное время.

Напоследок добавлю, что как и многие поведенческие, психологические и неврологические нарушения, СДВГ требует долгой и терпеливой работы. тут не следует ждать, что вы неделю поделали такие упражнения и ребёнок стал мега внимательным и спокойным. Здесь, что называется, "вода камень точит" - нужна регулярная и системная работа, чтобы начались позитивные изменения. Однако они точно будут - мозг ведь учится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Консультация для родителей "Правильная помощь гиперактивным детям (СДВГ)! Рекомендации врачей.

К нашему большому сожалению, сейчас входит в моду при любом, с точки зрения взрослого человека, не оптимальном поведении ребенка, будь то неусидчивость, перепады настроения, нежелание слушаться, низка...

ДЕти с СДВГ рекомендации для родителей и педагогов

Что такое СДВГ?Признаки СДВГРекомендации педагогамРекомендации родителям...