Формирование экологической культуры дошкольников через сказкотерапию
консультация

Гончарова Светлана Викторовна

   Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoskazki.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические сказки

Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. 

(В.А. Сухомлинский)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка, но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным.

Сухое понимание природы, рассматривание её на картинках ни к чему не приведет. Не видя красоты вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь, не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Он знает правила поведения в природе, но легко ломает ветку, ловит сачком бабочку. Чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, чтобы он смог её увидеть и ощутить, рядом должен быть взрослый помощник.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.

А что такое экологическая сказка?

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания, учат детей научному видению природы, нацелены на формирование бережного отношения к природе.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка, позволяет более глубоко пережить те, или иные, явления в природе.

Простой сюжет, близкие и понятные герои - кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории - это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

История одной Елочки

Печальная эта история, а рассказала мне её старая Осина, что растёт на краю леса. Ну что ж, начнём.

Однажды в нашем лесу выросла Елочка, она была маленькая, беззащитная и все заботились о ней: большие деревья защищали от ветра, птицы склёвывали чёрных мохнатых гусениц, дождик поливал её, ветерок обдувал в жару. Все любили Ёлочку, а она была доброй и ласковой.

Никто лучше её не смог спрятать маленьких зайчат от злого волка или от хитрой лисы. Её душистой смолкой лечились все звери и птички.

Шло время, наша Ёлочка подросла и стала такой красивой, что любоваться ею прилетали птицы из соседних лесов. Не было ещё в лесу такой красивой стройной и пушистой Елочки!

Елочка знала о своей красоте, но нисколько не гордилась, была всё такой же, милой и доброй.

Близился Новый Год, хлопотное это было время для леса, ведь сколько лесных красавиц– ёлочек ждала печальная участь попасть под топор. Однажды прилетели две сороки и стали стрекотать о том, что по лесу ходит человек и ищет самую красивую ёлку. Наша Елочка стала звать человека, махать своими пушистыми ветками, пытаясь привлечь его внимание. Бедная, она не знала, для чего ему нужна ёлка. Она думала, что он, как и все, хочет полюбоваться её красотой, и человек заметил Елочку.

«Глупая, глупая, — качала ветками и скрипела старая Осина, — затаись, затаись!!!»

Никогда прежде не видел он такой красивой стройной и пушистой Елочки. «Хороша, то, что надо!» — сказал человек и…. Принялся рубить топором тонкий ствол. Елочка закричала от боли, но было поздно, так и упала она в снег. Удивление и страх были её последними чувствами!

Когда человек грубо тащил Елочку за ствол, нежные зелёные веточки обламывались и

осыпали след от Елочки на снегу. Страшный уродливый пенёк вот всё, что осталось в лесу от Елочки.

Вот такую историю поведала мне старая скрипучая Осина…

История маленького лягушонка

 Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...