Консультация.НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация

Дегонская Анна Григорьевна

Консультация НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние…» так образно выразил Л. Толстой важность дошкольного периода в развитии личности человека, тем самым подчёркивая важность дошкольного периода. Действительно, существенные новообразования психики формируются в период дошкольного детства, то, что вложено в ребенка в этот период, то и предопределяет его личностные особенности во взрослом периоде.

Ребенок изначально является социальным существом, т. е. без социального окружения он не сможет развиться в полноценную личность.

С самого рождения ребенок открыт миру и впитывает как губка ту информацию, которая поступает к нему из ближайшего окружения, а потом из социума. И не столько важно, что мы говорим, сколь важно то, что мы делаем, мы - ВЗРОСЛЫЕ.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение, речь, эмоциональная сфера и т. п.), но и эмоционального отклика на ценности человечества. Доброта, сопереживание, сотрудничество, помощь друг другу, поддержка, и т. п. находят свой отклик в душе детей, посредством специально организованных подходов в нравственном воспитании.

В настоящее время угрозу существования человечеству несут следующие факторы:

• Экологическая катастрофа

• Всеобщая война

• Человеческое разобщение

На первый взгляд это различные факторы, но, тем не менее, они являются обобщенными в том, что появление их обусловлено сменой человеческих ценностей в современном мире. Пирамида ценностей перевернулась с ног на голову. Общепринятые ранее ценности, такие как: доброта, любовь, искренность, эмпатия, уступили место конкурентноспособности, умению занять свое место под солнцем, материальному обогащению любыми средствами и т. д.

Поэтому крайне важным, на сегодняшний день, является возрождение нравственных чувств, переоценка существующего положения.

Гордость за собственный народ, за землю, на которой живешь, воспитывается обращением к отеческому наследию.

Для формирования истинных человеческих ценностей необходимо детей приобщать к изучению культуры своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он тесно связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине.

Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания.

Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т. д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Работа по знакомству детей с народными играми может начинатся с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др. ,драматические («Заинька», «Дрёма» «И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.

Выделяются следующие функции народных игр:

1. Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.

2. Компенсаторная – в игре человек не только тратит ,но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали ,тем самым формируя жизненный тонус человека.

3. Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.

4. Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.

5. Функция прогноза – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно экспериментировать с собой или с кем то другим (игры – «дочки-матери», «отец зарабатывает деньги», «мама готовит еду»)

Особенностями народной игры являются:

* Игра создает предпосылки для освоения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;

* Народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;

* Игра, будучи социально-досуговым и специфическим явлением процессуально-деятельностной модальности культуры, функционирующим в акте человека с человеком, требует их активности, выступает в роли психокорректора;

* Народная игра способствует выработке социально-нравственных качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» - размеры биты, мяча, в «Жмурках» - размеры повязки, в «Чижике» - размеры чижика, биты или кона и т. д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Деловая игра « Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Воспитание  нравственно – патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....