Консультация для родителей
консультация

Лясота Елена Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasotamuziki.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира.

В. А. Сухомлинский.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»,— эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Не каждый взрослый может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность,— воспитатели детского сада. Они вместе с детьми мечтают, фантазируют, уносятся в мир сказок, мир музыки. Вместе смеются и играют, рисуют и творят. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмоции.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Работа музыкального руководителя многогранна: мы учим детей петь, танцевать, слушать, играть, а значит, и сами должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь играть на инструментах, танцевать. Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького

сюрприза, сказки. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (барабане, бубне,

погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д.

Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. Стараюсь в своей речи использовать много детских стихов, небольших четверостиший, характеризующих игрушку:

Как приласкаешь кисоньку, погладишь по спине — глаза зажмурит кисонька и помурлычет мне.

Прыг! Скок! Прыг! Скок! На лужок, на лужок. Вы скачите, лапки, по зеленой травке.

Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.

Я хороший скакунок, у меня две пары ног. Я скачу, куда хочу, будто птица, я лечу.

Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому я часто пою им песни без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен — протяжных, мелодичных, на двух-трех звуках с повторами, поэтому ребята легко их усваивают и подпевают. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).

Очень интересно проходят тематические занятия. Например, «Мы в лесок пойдем», где дети путешествуют по

лесу, встречаются с зайчиком, лисой, медведем, с ними играют,поют и пляшут.

Частые гости у малышей — их старшие товарищи. Дети старшей и подготовительной к школе групп с помощью воспитателей устраивают концерты, выступают с сюрпризами

на утренниках. Это пробуждает в детях 2—3 лет желание петь, подпевать и делать это дружно, эмоционально. Очень люблю придумывать для малышей интересные моменты - сюрпризы: на каждом занятии за ширмой или за домиком прячутся игрушки (кошка, собачка, птичка или веселый, озорной петрушка)

 Подключаю и воспитателей к игре: они выступают в роли Петрушки, бабушки, Зимушки. А теперь перейдем к разделу слушания музыки в старших группах. Я считаю, что это самый интересный, но и самый трудный раздел в музыкальном воспитании дошкольников.

В программу включены песни советских композиторов:  Ю. Чичкова, Д. Шостаковича. Д. Кабалевского — и пьесы выдающихся композиторов прошлого: М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова.

Музыка, как и художественное слово или картина, должна стать для детей доступным средством выражения чувства, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

 «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие,— отмечал Д. Б. Кабалевский,— учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».

Музыка по слушанию бывает вокальной и инструментальной и должна быть исполнена так, как ее написал композитор: искренне, эмоционально, выразительно.

Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу (новую или знакомую), я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая музыкальное произведение Р.Шумана «Смелый наездник», дети старались изобразить, как они скачут на лошади.

Для понимания детьми характера музыки хорошо давать ее в сравнении: «Мотылек» С. Майкапара и «Смелый наездник» Р. Шумана, «Колыбельная» Г. Свиридова и «Клоуны» Д. Кабалевского.

В своей работе по развитию творчества я часто использую наглядный материал: рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры. Вот, например, в подготовительной к школе группе даю иногда обзорное занятие по слушанию. Вариант творческой игры такой: детям раздаются карточки с изображением животных(заяц, волк, лиса, медведь), я играю музыкальные пьесы, характеризующие этих животных, а дети поднимают карточку, вспоминают и называют пьесу и музыкальный инструмент, на котором она может исполняться. К каждому произведению стараюсь подобрать выразительное художественное слово.

«В условиях массового музыкального воспитания слово о музыке играет колоссальную роль. Сила умного и увлекательного слова заключается в том, что оно способно настроить любую аудиторию на нужную эмоциональную волну»,— говорил Д. Кабалевский.

В возрасте 3—4 лет начинаю знакомить детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие:

  • динамического восприятия «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова;
  • звуковысотного восприятия «Где мои детки?», «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
  •  тембрового восприятия«Трубы и барабан», «Угадай, на чем играю» Е. Тиличеевой.
  • ритмического восприятия (используем музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, барабаны, металлофон и др.)

В старших группах задания в играх усложняются. Дети определяют характер музыки, у них развивается гармоническое, ладовое восприятие. Вопросы к детям становятся сложнее: «Сколько звуков? Каких звуков? Покажи рукой, спой сам». Дети определяют

верхний и нижний звуки. Они учатся играть на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, треугольнике, маракасах, деревянных ложках и др. Сначала они поют и играют маленькие напевки, затем исполняют на инструментах проигрыш или вступление к песне, целые песни, звучит детский оркестр.

Музыкальный инструмент, с которым мы знакомим детей на занятии, сразу вносится в музыкальный уголок. Дети очень любят играть здесь; сами сочиняют мелодии на одном, двух, трех звуках. На свою мелодию поют знакомые слова песен. У всех есть огромное желание научиться играть, хорошо петь, потому что со стороны воспитателей ребятам всегда оказывалась помощь, я проводила с ними индивидуальную работу по подгруппам.

Песни звучат в детском саду и вне музыкальных занятий, в группах, дома. Для родителей вместе с воспитателями мы оформили тетрадь «Пойте с нами», которая находится в  «Уголке для родителей», чтобы они знали наш репертуар.

Хочется сказать, что последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приемы — вот главное направление в нашей работе. И конечно, приятно, когда наши выпускники учатся в музыкальных школах, занимаются в танцевальных кружках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...