Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР
консультация

Беляева Ольга Геннадьевна

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

Наиболее эффективна работа по выравниванию недостатков развития психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zpr.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР

 Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

Наиболее эффективна работа по выравниванию недостатков развития психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Особенности детей с ЗПР:

  • Повышенная утомляемость и низкая работоспособность (ребенок быстро устаёт, теряет интерес, его деятельность становится малопродуктивной);

 

  • Недостаточность развития и повышенная истощаемость психических процессов (у ребенка нарушено внимание, недостаточный объем памяти, усвоенные знания быстро исчезают из памяти без подкрепления, мышление также отстает в развитии);

 

  • Нарушения речи (кроме дефектов звукопроизношения отмечается бедный словарный запас, нарушение грамматического строя, недостаточность развития связной речи);

 

  • Недостаточный запас общих сведений и представлений о себе и окружающем мире;

 

  • Трудности в понимании пространственно-временных отношений и усвоении соответствующих понятий;

 

  • Трудности в понимании причинно-следственных связей, выполнения логических операций;

 

  • Трудности в овладении математическими навыками (счёта и решения задач);

 

  • Нарушение поведения (детскость, неспособность регулировать свою деятельность, контролировать поступки и эмоции);

 

  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

 

Такие дети испытывают трудности социальной адаптации и стойкие трудности в обучении.

Рекомендации родителям:

  • Не стоит чрезмерно опекать ребенка и все делать за него. Дайте ему возможность самостоятельно выполнять элементарные вещи (одеваться, есть), постепенно расширяя круг его умений. Тем самым у ребенка будет развиваться чувство уверенности в себе, самостоятельность.

 

  • Помогите ребенку организовать его деятельность, но не будьте для него контролёром, а будьте союзником. Направляйте и поддерживайте его.

 

  • Предъявляйте только те требования, с которыми он может справиться.

 

  • Будьте внимательны к здоровью и самочувствию ребенка. Не нагружайте его сверх меры. Помните, что резерв его сил и возможностей недостаточен. Не утомляйте ребенка однообразными заданиями, чередуйте разные виды деятельности, это поможет избежать, или отсрочить наступление утомления.

 

  • Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Повышение физической работоспособности помогает увеличить умственную активность и выносливость.

 

  • Развивайте умения и навыки постепенно. Начинайте с того, что ребенок уже умеет. Занятия должны быть систематическими, а не от случая к случаю.

 

  • Разговаривайте с ребенком. Помните, что ему нужна помощь, чтобы увидеть и понять все многообразие окружающего мира. Дайте ребенку время, чтобы усвоить то, что ему рассказали. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что он понял Вас.

 

  • Постарайтесь увлечь ребенка и увлечься сами. Так занятия будут приносить не только пользу, но и доставлять удовольствие. И Вам не придется каждый раз заставлять ребенка учиться.

 

  • Не торопите ребенка. Дайте ему время, чтобы усвоить новые знания и научиться их применять, и только потом двигайтесь вперёд.

 

  • Занимайтесь совместно со специалистами, аккуратно выполняйте задания педагогов.

 

  • Поощряйте интересы ребенка: запишите его в секцию или кружок, где он сможет заниматься любимым делом.

 

Почему необходимо заниматься со специалистом:

  • С детьми, имеющими ЗПР, занимаются учитель-дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед. Каждый специалист вносит свой профессиональный и человеческий вклад в развитие и коррекцию.

 

  • Специалист работает по специальной программе, учитывающей особенности ребенка и способствующей систематическому поступательному развитию психических процессов и формированию необходимых умений и навыков.

 

  • На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к ребенку, что способствует активизации познавательной деятельности, снижению утомляемости, развитию и коррекции всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи.

 

  • Педагог способен научить родителя, как правильно заниматься и общаться с ребенком, имеющим особенности развития, осуществить при необходимости коррекцию детско-родительских отношений.

 

  • Регулярные занятия со специалистами позволят ребенку на достаточном уровне овладеть программным материалом и в значительной степени компенсировать отставание в развитии.

 

Если ребёнок не будет посещать занятия, то велик

  • риск формирования у него стойкого негативного отношения к учебе;

 

  • нарушения поведения;

 

  • значительное отставание в овладении необходимыми умениями и навыками;

 

  • нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями (воспитателями);

 

  • нарушения здоровья, связанные с нахождением в постоянной стрессовой ситуации.

Тем родителям, которые полагают, что с оказанием педагогической помощи можно подождать и все как-нибудь наладится, следует помнить, что время – невосполнимый ресурс, и то, что ребенок недополучил на каждом этапе своего развития в поной мере компенсировать не удастся. Воспитание любого ребенка – огромная ответственность и тяжёлый труд. Но, если в семье растёт ребёнок с ЗПР, от родителей требуется не только понимание его особенностей и признание его таким, какой он есть, но и активное участие в работе по преодолению недостатков. С момента озвучивания родителям заключения ТПМПК о рекомендованной АООП для обучающихся с задержка психического развития - их ответственность возрастает стократ!

 

Для достижения наилучших результатов необходимо заручиться квалифицированной помощью учителя-дефектолога и врача –невролога и психиатра, так как причиной задержки развития зачастую становятся различные биологические факторы, приводящие к нарушению функционирования нервной системы. Чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше результат. От родителей же требуется обеспечить ребенку соответствующие условия.

Важно, что ЗПР ― состояние обратимое, если вложить достаточно любви, заботы, терпения и мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей....

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП

Представляю краткое руководство для родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП, направленное на развитие мелкой моторики....

Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»

Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»Ваша семья-это лучшая поддержкаГоворите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми. Важно понимание того, что вы може...

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья...

Памятка для родителей воспитывающих "особого" ребенка.

Памятка для родителей воспитывающих "особого" ребенка....