Сенсорное воспитание - фундамент умственного арзвития ребенка
консультация (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

Родительское собрание в младшей группе

«Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Форма проведения: семинар — практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_senosornoe_vospitanie.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе

«Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Форма проведения: семинар — практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
        1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 - 4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.

        2.Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.

        3.Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.


Предварительная работа:

        - Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.

        - Проведение консультаций: «Учимся, играя», «Развитие сенсорного восприятия», «Значение конструирования в сенсорном развитии детей».

План проведения собрания:

        1.Вводная часть, дидактическая игра «Какой мяч».

        2. Основная часть: Создание проблемной ситуации, игротека-практикум.

        3. Безопасность детей в период новогодних праздников.

        4. Подведение итогов собрания. Решение родительского собрания.

Ход собрания:

1.Вводная часть, дидактическая игра «Какой мяч».

               Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому что играя, ребенок учится и познает жизнь.

              «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра» А. С. Макаренко.

               Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. Но сначала немного в памяти освежим, что же это такое сенсорное развитие.

        Дидактическая игра, «Какой мяч» (родители передают по кругу мяч шипами и называют его признаки). Вы сейчас воспринимали предмет по внешним свойствам (цвет, форма, материал, вкус, запах и др). А развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов - это сенсорное развитие ребенка. Психологи ХХ века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и их оттенки (розовый, фиолетовый, голубой и т. д.), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д), величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый), обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.). Одновременно с формированием эталонов необходимо научить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей - накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

        А сейчас хотелось бы узнать, какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребенком? Чему могут научить ребенка эти игры? (Ответы родителей).         При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

2. Основная часть: Создание проблемной ситуации, игротека-практикум.

        Перед нами возникла проблемная ситуация- узнать на ощупь, что находится в «Волшебном мешочке?» (Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка).         Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения).

        Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания и узнать, что же находится в мешочке.

Мы предлагаем вам поиграть (проводится игровой практикум):

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой». Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры в паре с одним из родителей). В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно

построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Игра 2. Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий»«длиннее - короче»развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Игра 3. «Определите форму»

        Каждому ребенку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Демонстрируем картинки со знакомыми детям предметами, дети должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Игра 4. Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬРазвивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Показываем на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

3. Безопасность детей в период новогодних праздников.

        Сегодня мы с вами коснемся еще одной очень важной темы, темы безопасности наших детей. Приближается Новый годи и каникулы – долгожданные праздники, любимые всеми. Игры, забавы вокруг зеленой красавицы надолго остаются в памяти детей. Мы искренне надеемся, что они будут радостными. Но не стоит забывать, что именно в период праздничных дней дома, на прогулках и в гостях вас могут поджидать самые неожиданные опасные ситуации. Чтобы избежать их или максимально сократить риск воспользуйтесь следующими правилами:

I. Правила поведения в общественных местах во время проведения Новогодних Ёлок и в других местах массового скопления людей.

1. Если вы поехали на новогоднее представление с родителями, ни в коем случае не отходите от них далеко, т.к. при большом скоплении людей легко затеряться. 

2. В местах проведения массовых новогодних гуляний старайтесь держаться подальше от толпы, во избежание получения травм.

Следует: 
3. Подчиняться законным предупреждениям и требованиям администрации, полиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка, пожарной безопасности. 

4. Вести себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
5. Не допускать действий, способных создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальной ситуации. 

6. Осуществлять организованный выход из помещений и сооружений по окончании мероприятий 
7. При получении информации об эвакуации действовать согласно указаниям администрации и сотрудников правоохранительных органов, ответственных за обеспечение правопорядка, соблюдая спокойствие и не создавать панику.

II. Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.

Во время новогодних праздников, помимо обычных правил пожарной безопасности следует соблюдать ещё несколько простых норм, которые позволят вам получить от выходных дней только положительные эмоции: 

1. Не украшайте ёлку матерчатыми и пластмассовыми игрушками. 

 2. Не обкладывайте подставку ёлки ватой. 

3. Освещать ёлку следует только электрогирляндами промышленного производства.
4. В помещении не разрешается зажигать бенгальские огни, применять хлопушки и восковые свечи. Помните, открытый огонь всегда опасен! 

5. Не следует использовать пиротехнику, если вы не понимаете, как ею пользоваться, а инструкции не прилагается, или она написана на непонятном вам языке. 
6. Нельзя ремонтировать и вторично использовать не сработавшую пиротехнику. 
7. Категорически запрещается применять самодельные пиротехнические устройства.

Запрещено: 
- устраивать "салюты" ближе 30 метров от жилых домов и легковоспламеняющихся предметов, под низкими навесами и кронами деревьев. 

- носить пиротехнику в карманах.

- держать фитиль во время зажигания около лица.

- использовать пиротехнику при сильном ветре. 
- направлять на людей.

6. Выходить на лед с животными.

7. Применять взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества (в том числе пиротехнические изделия). 
8. Проявлять неуважение к обслуживающему персоналу и посетителям катка. 
9. Во время катания на льду могут появляться трещины и выбоины. Во избежание неожиданных падений и травм просим Вас быть внимательными и аккуратными. В случае получения травмы незамедлительно сообщите об этом персоналу катка. Вам окажут помощь. 
10. Помните, что администрация катка не несет ответственности за рисковые ситуации, связанные с нарушением здоровья посетителей (травмы, ушибы и др.).

V. Правила поведения зимой на открытых водоёмах.

 1. Не выходите на тонкий неокрепший лед.

2. Места с темным прозрачным льдом более надежны, чем соседние с ним — непрозрачные, замерзавшие со снегом.

3. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них очень легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью.

4. В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ. Переходите это место с большим шестом в руках, держа его поперек тела. 
5. Помогая провалившемуся под лед товарищу, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку, к тому же при сближении легче обломить кромку льда.

6. Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.

7. Не ходите с грузом за плечами по ненадежному льду. Если этого нельзя избежать, обязательно снимайте одну из лямок заплечного мешка, чтобы сразу освободиться от него в случае провала.

8. При провале под лед не теряйтесь, не пытайтесь ползти вперед и подламывать его локтями и грудью. Постарайтесь лечь "на спину и выползти на свой след, а затем, не вставая, отползти от опасного места.

9. При проламывании льда необходимо:

-Избавиться от тяжёлых, сковывающих движения предметов; 

 -Не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности; 

 -Выбираться на лёд в месте, где произошло падение; 
 -Выползать на лёд методом «вкручивания», т.е. перекатываясь со спины на живот; 
 -Втыкать в лёд острые предметы, подтягиваясь к ним; 

 -Удаляться от полыньи ползком по собственным следам. 
10. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. 
Следует помнить, что наиболее продуктивные – это первые минуты пребывания в холодной воде, пока ещё не намокла одежда, не замёрзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. Оказывать помощь провалившемуся под лёд человеку следует только одному, в крайней мере двум его товарищам. Скапливаться на краю полыньи не только бесполезно, но и опасно.

VI. Во время загородных пеших или лыжных прогулок нас может подстерегать такие опасности как переохлаждение и обморожения.

Морозы при сильном ветре, длительное воздействие низких температур вызывают обморожение, и часто сильное. Обморожение возможно при небольшой температуре, но при повышенной влажности, а также если на человеке мокрая одежда. Чаще всего страдают пальцы рук, ног, ушные раковины, нос и щёки. 

Признаки переохлаждения:

1. озноб и дрожь;

2. нарушение сознания (заторможенность и апатия, бред и галлюцинации, неадекватное поведение); 
3. посинение или побледнение губ;

4. снижение температуры тела

Признаки обморожения конечностей:

потеря чувствительности;

 кожа бледная, твёрдая и холодная наощупь;

 нет пульса у лодыжек;

 при постукивании пальцем слышен деревянный звук. 
Первая помощь при переохлаждении и обморожении:

 1. Доставить пострадавшего в помещение и постараться согреть. Лучше всего это сделать с помощью ванны, температура воды в которой должна быть от 30 до 40 градусов (в случае обморожения конечностей, сначала опускают их в воду с температурой 20 градусов и за 20-30 минут доводят температуру воды до 40 градусов.  

2. После согревания, следует высушить тело, одеть человека в сухую тёплую одежду и положить его в постель, укрыв тёплым одеялом. 
3. Дать тёплое сладкое питьё или пищу с большим содержанием сахара.

При обморожении нельзя

1. Растирать обмороженные участки тела снегом; 

2. Помещать обмороженные конечности сразу в тёплую воду или обкладывать тёплыми грелками; 

3. смазывать кожу маслами; 

4. давать большие дозы алкоголя;

VII. Во время лыжных прогулок следует соблюдать несложную технику безопасности во избежание травм:

1. При перевозке лыжи должны быть крепко связаны или скреплены между собой специальными креплениями. Верхние острые концы лыж должны быть прикрыты чехлом. 

 2. Переносить лыжи следует в вертикальном положении, острыми концами вверх. 

 3. Помните, что лыжные палки служат для отталкивания от поверхности снега и поддержания равновесия, а не для фехтования. Не следует махать ими и поднимать острыми концами вверх.

 4. Как разминуться с ВСТРЕЧНЫМИ лыжниками-

 Основное правило - лыжня "делится пополам". За несколько секунд до встречи необходимо: 
- "перестроиться вправо" - шагнуть правой лыжей в область вне лыжни, утоптанную палками, а затем левой лыжей -на правую колею лыжни. При этом движение вперёд продолжается. 
- закинуть левую руку с палкой за спину, острием палки вправо, от лыжни 
- в сам момент встречи можно дополнительно отклонить корпус чуть вправо, чтобы не толкаться плечами
.

При соблюдении всех этих несложных правил надеемся, что каникулы ваши пройдут весело, разнообразно и не принесут никаких неприятных ощущений.

Нельзя оставлять детей одних дома!

        Спички и зажигалки, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также лекарства и бытовую химию надо хранить в недоступных для детей местах. Нельзя разрешать ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, растапливать печи. Обязательно нужно рассказать, что нужно делать в случае возникновения пожара. Напомнить детям, что при пожаре ни в коем случае нельзя прятаться в укромные места (в шкафы, под кровати, так как это затруднит их поиск и спасение.

Безопасность детей - дело рук их родителей.

Правила поведения родителей на детских утренниках.

1. Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. 

2. Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды (в холодное время года), с разрешения музыкального руководителя. 

3. Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. 
4. Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. 

5. Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.
6. Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места. 

7. Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста. 

8. Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.

9. По просьбе музыкального руководителя и воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).
В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей музыкальный руководитель, и администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники без родителей. Так как несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия.

4. Подведение итогов собрания. Решение родительского собрания.

        В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, ребенок должен развиваться гармонически, то есть в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (родители передают друг другу мяч и высказывают свое мнение).


Решение родительского собрания

        1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

        2. Обеспечить безопасность детей в период новогодних праздников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Мастер-класс «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

Вашему ребенку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным...

«Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического вос...

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить  родителей сенсорными  дидактическими  играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома....