Консультация для родителей по теме «Как помочь ребенку - левше подготовиться к школе»
консультация

Кобзарь Ольга Владимировна

Консультация для родителей по теме

«Как помочь  ребенку - левше  подготовиться к школе»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Как помочь  ребенку - левше  подготовиться к школе»

Старший воспитатель Кобзарь О.В.

        

        В 1977 году приблизительно 8 — 15 % взрослого населения являлись левшами. Исследования указывают, что левшами чаще являются мужчины, чем женщины.  Причины этого точно не установлены. В таких странах как Швеция, Норвегия и Финляндия, где наименее выражено влияние гендерных стереотипов, в ряде регионов не отмечено преобладания мужчин среди левшей, но в тех странах, где существует чёткое разграничение гендерных ролей, количество женщин среди левшей значительно ниже.

На сегодняшний день из семи детей один ребенок  является левшой.         Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

        До 1985 года  переучивание леворуких детей носило массовый характер. Однако, как показал опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких. Это состояние получило название «декстрастресс» по А. П. Чуприкову. Декстрастресс — (от лат. dexter — правый) болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды. В наиболее яркой форме «декстрастресс» проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием его является ухудшение здоровья ребёнка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энуреззаикание и др.), обострение скрытых последствий перинатальной гипоксической энцефалопатии — вплоть до эпилепсии.

Как определить, является ли Ваш ребенок левшой. Предлагаю вашему вниманию несколько тестов.

“Переплетение пальцев”. Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

“Поза Наполеона”. Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

“Одновременное действие обеих рук”. Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

        Итак, Ваш ребенок левша. Вам   надо понимать, что в школе при овладении программой по русскому языку  у него возникнут трудности.  Вы должны помочь своему ребенку работать над синхронизацией межполушарного воздействия. И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и  одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях,  но и в классе. С использование логоритмики левши  получают дополнительный шанс в успешном обучении.

        

Рекомендуются следующие упражнения: 

        Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

        Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

        Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

        Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

        Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

        Заводить будильник, игрушки ключиком.

        Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

        Резать ножницами.

        Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

        Делать пальчиковую гимнастику.

        Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

        Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

         Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие  дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.  По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).
        Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.
        У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.  Как же  можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов.

Рекомендации родителям леворукого ребенка.

  1. Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить  ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна лежать на столе:

а) левой руки;

б) правой руки;

в) обеих рук вместе.

2.Свободное постукивание кистями по столу поочередно и одновременно.

3.Разведение  пальцев врозь и сведение  вместе (ладони на столе).

4.«Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, а потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

5.Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самой левой рукой.

6. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

7.Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.»

8. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9. «Братья-ленивцы» Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

10. «Передай мячик» Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно передавайте маленький мячик от пальца к пальцу (от указательного к мизинцу, и обратно, от мизинца к большому пальцу). При этом мячик плотно обхватывать пальчиком, подталкивая мячик большим пальцем. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

11. «Кулачки» Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

12. «Змея» Взять карандаш горизонтально, захватив его до половины пальцами одной руки. Указательным пальцем другой руки обхватить свободную часть карандаша подобно движению змеи. Повторять поочередно для всех пальцев.

13.  «Собери карандаши» Положите на стол 5-10 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

14.  «Орехи» Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

15. «Горизонтальная восьмерка» Вытяните правую руку, наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе рукой на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо, выполняя движения левой рукой.

Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве.  В этом вопросе Вам поможет простой графический диктант или упражнения.   Графические упражнения Узорова. С. Гаврина, Н. Кутявина. «Мой помощник карандаш»- 3-4 года, 5-6 лет, Т.А. Павлова – Альбом по развитию пространственного ориентирования. Графические диктанты. Образное мышление левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква Х – это шагающий человечек, буква Ф похожа на очки, буква Ч- на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может это сделать самостоятельно.

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность леворукова  ребенка, необходимо быть чутким и доброжелательным с ним.

- Создать для него благоприятный климат в семье.

- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

- Организовать рабочее место (чтобы свет падал с правой стороны, а все канцелярские пренадлежности находились с левой стороны).

- Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

- Приобрести для него канцелярские и бытовые предметы, предназначенные для леворуких людей.(Точилка для карандашей, ножницы, линейка с разметкой шкалы справа налево).

- Выполнять упражнения для рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»

консультация для родителейна  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе "

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему:"Как подготовить ребенка к школе!"

Как подготовить ребёнка к школе?1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.2.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час –...

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»...