развитие связной речи в семье
консультация

Соловьева Людмила Николаевна

игры, развивающие связную речь  для использования в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_rebenka.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

В СЕМЬЕ

       Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.  Плохо говорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу дети рисунок

       Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего

события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

         К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

                Связная речь имеет две формы:

  • диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
  • монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

 Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, рассуждать, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

 Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи, но без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.

Основные условия развития речи  ребенка:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

 Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

  • Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша,   летний отдых и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

  • Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

 Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:

 Игра «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).

Игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…» А потом меняйтесь с ребенком ролями – теперь он загадывает, а вы отгадываете.

Игра «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Очень полезно отгадывать загадки ( причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?»), пересказывать сказки, а также  самому их придумывать.  

        И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших рук.

                                             Желаю Вам удачи!                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в семье

Игры, направленные на развитие связной речи...

Развитие связной речи в семье

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.Она оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние детей, побуждает у детей фантазию, воображение, поэтому развива...

Консультация для родителей "Развитие связной речи в семье"

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Статья для родителей "Развитие связной речи в семье"

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Комплексное логопедическое занятие по развитию связной речи "Моя семья"

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».Цель: развитие связной речи.Программное содержание:1.     Обучать детей понимать содержание картины; учить детей ...