" Что делать, если ребенок кусается?" Консультация для родителей
консультация

Пасюга Ирина Анатольевна

С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются  и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста. Почему ребенок кусается? Что делать?Причиной того,что ребенок кусается могут быть разнообразны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_kusaetsya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

       «Что делать, если ребёнок кусается?»

С проблемой того, что ребёнок кусается, сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребёнок кусается? Что делать?

Причиной того, что ребёнок кусается, могут быть разнообразны.

  1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребёнка. С помощью кусания ребёнок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.
  2. При недостатке внимания ребёнок кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают.
  3. Закрепление и проигрывание ребёнком тех моделей поведения, которые он видит в семье или группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребёнок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.
  4. Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.
  5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

Для того чтобы ребёнка отучить кусаться, необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается, по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребёнку, присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему в глаза. Скажите ему примерно следующее: «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей. Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребёнок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что «кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребёнка в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребёнка. Кого-либо, кусая, ребёнка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Наказывая, вы продемонстрируете ему отрицательные образы поведения. Приказывая ребёнку, не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него ещё большую вспышку ярости.

Помните, остановленные агрессивные действия ребёнка, могут привести к тому, что невыплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребёнке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребёнку научиться выражать свои чувства словами. Например, «Ты, наверное, злишься на Сашу за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся».

Рекомендуется, отыграть с ребёнком ролевую игру. Изготовьте вместе с ребёнком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку. Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями «Наверное, не стоит с ним общаться». А теперь пусть ребёнок станет «жертвой», испробует разные способы защиты от кусания (уход, обида, ответная агрессия). Правильная тактика: научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3-х лет, которые всё ещё продолжают кусаться, можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребёнку полагается побыть пять минут и подумать: «Ты ещё маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймёшь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребёнка заключается в следующем: он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребёнку то, что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аут не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребёнка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы всё-таки увели ребёнка в другую комнату, убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включённым телевизором, ребёнок будет отвлекаться и это сведёт на нет все ваши воспитательные действия. Ребёнку должно быть скучно, первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребёнка к ласковым действиям во время игр. Хвалите, если ребёнок играет мирно. Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твёрдые виды пищи (морковь, яблоко), то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной. Включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»

Консультация для родителей  "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»...

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?"

Практические советы как справить с ситуацией, когда ребенок плачет....

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...