Методы заучивания стихотворений с дошкольниками
консультация (старшая группа)

Иванова Эльвина Сагитовна

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_zauchivaniya_stihotvoreniy_s_doshkolnikami.docx558.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» городского округа Самара

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

Подготовили: Иванова Э.С.

Гайнутдинова Г.А.

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание.

Кроме того, дошкольный период детства характеризуется повышенной эмоциональностью, умением сочувствовать, сопереживать, проникаться настроениями, чувствами других людей, сказочных персонажей, героев художественных произведений.

В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются уже достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Это могут быть: стихи-шутки, дразнилки, небылицы, стихи – перевертыши, литературные загадки, литературные скороговорки, игры в слова и со словами, басни. Произведения каких авторов рекомендованы: Ирины Токмаковой, Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, классиков Александра Пушкина, И Сурикова, Е. Серова, Сергея Есенина, Ивана Крылова.

На характер заучивания положительно влияет интерес к стихотворению, понимание художественного произведения. И здесь очень важна роль воспитателя, его умение донести смысл стихотворения, вызвать эмоциональный отклик. Очень важно подготовить детей к восприятию стихотворения.

Для этого перед началом чтения стихотворения желательно провести беседу, связанную с темой стихотворения. Беседу можно сопровождать показом картинок, иллюстраций, игрушек. Затем педагог обязательно называет жанр, автора и название стихотворения, а потом без установки на заучивание выразительно читает стихотворение. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. «Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей». После прочтения проводится анализ произведения, объясняются непонятные слова, трудные места в стихотворении. Повторно произведение читается уже с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

Способы заучивания:

Визуальный – этот способ часто путают с простым показом книжных иллюстраций. В данном случае – это мнемический план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.

Мнемический план может представлять собой как построчное изображение предметов и действий, отображенных в стихотворении, так и изображение каждого слова в стихотворении, если это приемлемо для произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно зарисовывают стихотворение, кодируют его. Такой способ значительно сокращает время заучивания произведения, так как большинство детей заучивают стихотворение уже на этапе составления мнемического плана. (Предлагаю зарисовать потешку).

«Кошка на окошке рубашку шьет,

Лошадь метлою избушку метет,

Курочка у печки блины печет,

Гусь с коромыслом к колодцу идет».

Двигательный – после проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять длинную толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Затем вместе с ним, ритмично «наматываем» строчку за строчкой на пальчик. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Кроме наматывания нити можно использовать нанизывание бусин, строительство башни из кубиков, выкладывание пуговиц, шариков, желудей, шишек и т. д. Кроме того, разучивая стихотворение можно его прошагать, прохлопать, протопать. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.

Слуховой – это самый распространенный способ заучивания. В этом способе идет опора на рифму. Сначала вы знакомите ребенка с произведением, задаете ему вопросы по стихотворному материалу, объясняете новые слова. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз медленно, расставляя смысловые акценты. А потом предлагаете заучить произведение наизусть.

Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:

1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.

2. Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

3. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

4. Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8 - 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

5. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

6. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.

7. Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на празднике, чтобы участвовать в литературных минутках, соревнованиях, ролевых играх, ко дню рождения и т. д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

https://bobowest.ru/wp-content/uploads/0/8/9/08978cf87ef8b0134113bcfa25535c67.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе....

"Метод заучивания стихотворений при помощи презентации"

Данная  педагогическая идея разработана для детей  среднего возраста при заучивании стихотворений на занятии с помощью мультимедийной презентации....

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе...

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Родителям на заметку. Советы по оформлению детской домашней библиотеки«Книжки в Вашем доме» Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил кн...

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Раскрытие родителям приемов разучивания стихотворений с детьми разных возрастных категорий...

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.Могучим и действенным средством разностороннего во...

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками....