Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье"
консультация (средняя группа)

Карпова Инна Александровна

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_rebenka.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание ребенка в семье»

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Нравственные потребности начинаются:

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредит никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

Без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду и так далее. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.

Основа духовно-нравственного воспитания – культура семьи, образовательного учреждения, общества – то есть той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие и становление.

Уже в дошкольном периоде, и даже ранее, необходимо прививать навыки вежливого поведения, бережного отношения к игрушкам, к вещам, к природе, ко всему. Все это прививается в процессе игр, труда по самообслуживанию, наблюдения и пр.

Суть нравственного воспитания заключается не в банальном заучивании правил и привычек поведения, это процесс самоопределения, самоуправления в соответствии с нормами морали, это общение и взаимодействие, процесс деятельности, принятия тех или иных решений, преодоление противоречий! Старший дошкольный возраст – ответственный этап становления личности и поведения человека.

Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, человеколюбие, уважение к людям, к их индивидуальности, к их мнению; патриотизм, гуманизм, стремление совершать добрые поступки, не отвечать злом на зло, просить прощение и прощать в ответ, проявление терпимости, толерантности; дисциплинированность, забота, сострадание, совестливость, ответственность, трудолюбие, честность, справедливость.

Семья – как первичный институт воспитания главным образом влияет на формирование нравственности. В первую очередь именно родители – объект для подражания, и они, как никто другой, формируют у ребенка определенные ценностные ориентации, а затем уже влияет социальное окружение, в особенности детский сад и пр. Чем младше дети, тем больше можно повлиять на его чувства и поведение. Сначала формируется алгоритм социального поведения, а осознание критериев морали происходит намного позднее. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении к окружающему миру, поэтому нужна практика: ежедневно включать ребенка в бытовые ситуации – забота о братике/сестричке, о домашних питомцах, о комнатных растениях, помощь родителям, бабушке, дедушке и т. п. – то есть посильные ребенку дела, соблюдая при этом все меры безопасности.

Очень важно приобщать детей к народной культуре, народным традициям и обычаям. Это способствует развитию познавательного интереса у детей, осознанию себя частью своего народа, привитию гуманных и патриотических чувств. Накопленные веками различные наблюдения – за погодой, за поведением птиц, животных и насекомых отражаются в приметах и обычаях – это огромный источник информации о жизни людей, об их культуре, о труде, заботах, условиях и пр.

Мощнейшее влияние на сознание, чувства и разум ребенка оказывает художественная литература. Детям необходимо регулярно читать сказки! И не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Вследствие небольшого жизненного опыта, ребенок зачастую не может извлечь главное из произведения, правильно оценить и объяснить поступок того или иного персонажа. Беседы о литературе способны раскрыть ребенку многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенностями поведения в различных ситуациях. Словом, можно «окрылить» ребенка, с подвигнуть на добрые поступки.

Успех в духовно-нравственном воспитании дошкольников зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Расхождений во мнении быть не должно: к примеру, бережное отношение к игрушкам должно быть не только дома к своим собственным, но и к имуществу детского сада, или к игрушкам друзей, сверстников; или элементарные навыки поведения за столом во время принятия пищи должны соблюдаться и дома тоже. В противном случае все старания привить ребенку определенные качества окажутся тщетными.

Будьте внимательны к своим детям, к их жизни в детском саду, внутренним переживаниям! Будьте опорой для них, другом, авторитетом! Будьте примером для подражания! Читайте детям сказки! И беседуйте! Беседуйте обо всем на свете!

 

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье»

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. /Василий Сухомлинский/.

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не просто разговоры о добре. Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, поселка, рассказывают им о труде взрослых, о своей работе, о природе, о тех местах, где ребенок родился и живет.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению. Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста, совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей "Трудовое воспитание ребенка в семье"

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего...

Консультация для родителей «Литературное воспитание ребенка в семье»

Консультация для родителей «Литературное воспитание ребенка в семье»...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание ребенка в семье" .

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание ребенка в семье" ....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание ребенка в семье"

консультация для родителей  "Трудовое воспитание ребенка в семье"...

Консультация для родителей «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишко...