Консультация для родителей Музыкальное воспитание ребенка в семье
консультация (старшая группа) на тему

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Музыкальное воспитание ребенка в семье»

Музыкальное воспитание ребенка в семье – это одна из актуальных проблем современного образования, которой занимаются музыкальные руководители ДОУ. Материалы статьи «Начинайте с колыбели» могут быть успешно использованы как для проведения консультаций с родителями, так и для организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, воспитывающимися в детском саду и дома.

Первый год

Итак, у вас в семье большая радость. Одно из самых радостных событий жизни - родился ребенок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений, в том числе музыкальных, и Харибдой полного невмешательства? Об этом мы и поговорим дальше.

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два – три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, звуки издающий, а с 7–8-ми месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито - пугается, плачет. Постарайтесь по возможности оградить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что еще хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин о няне, Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу - «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребенок пытается имитировать, повторять интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

- Вставай, маленький, любимый Сашенька, напевали они утром на разные мотивы. - Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? и т.д., и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трем распевал многие детские песенки: «Елочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем...» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребенка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво». У специалистов на этот счет нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребенку нежелательно, так как музыкальный слух ребенка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся еще раз, личный пример. Остается добавить, что представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребенка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие - радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Однако опыт семей, которые мы наблюдали, показал, что совет Бехтерева срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку реагируют достаточно неопределенно, поэтому нельзя сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем предлагает В. М. Бехтерев, но приемлемых для всех малышей. Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму - как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже «Преступление и наказание» Достоевского.

Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Веселая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: это возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под веселую музыку (желательно в ее ритме) будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную, танцевальную музыку, кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка - это радость и удовольствие.

С большим интересом ребенок до года слушает музыку, под которую ритмично двигаются взрослые с платочком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поет, а по окончании музыки – улетает. Для забав с ребенком можно использовать театральных кукол. Так музыка постепенно входит в жизнь ребенка: он уже затихает и выжидательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители.

Интересен пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе - семья Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с первого месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку, улыбался. Уже с четырех месяцев у малыша проявляется избирательная способность слышать музыку, появились свои любимые произведения - скрипичные концерты Баха и Вивальди. Причем любопытно, что Грише нравятся не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушает песни, пытается напевать. В год он чисто поет несколько простых детских песенок. К четырем годам песенный репертуар Гриши значителен: это как детские, так и взрослые песни. Ребенок любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом, потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкрепленное заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу, и всё ближе подбираемся к вопросу: как организовать слушание музыки?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения, в значительной мере, теряют смысл. Вот несколько основных правил.

  • Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.
  • Музыка не должна звучать слишком громко.
  • Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он К этому не расположен. Вы это почувствувете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определенной.

И, конечно же, как и всегда, в общении с ребенком используем игры.

Игра первая. У двух – трехмесячного ребенка игра развивает связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы. Так повторяется снова и снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените - малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20-30 секунд. Потом накрываете его чем-нибудь (куском материи, марлей и Т.П.) и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?». Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает тюкрывало. Потом возвращается обратно и ждет, пока вы снова включите музыку. После такого подвижного момента малыш слушает музыку с новым интересом.

Музыкальное воспитание ребенка от 1 до 3-х лет

Мы согласны с Никитиными, что «первый год - это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка». Один год - это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить, а значит - значительно лучше и полнее видеть окружающий мир. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, играющие мелодии машинки и др.) сейчас выпускается огромное количество; и, когда вы создаете для ребенка, по выражению Марии Монтессори, культурное пространство, о них не надо забывать. При этом вам, возможно, при годятся несколько правил.

  • Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, 'а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это дает возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.
  • Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
  • Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если буквально всё, к чему прикасается ребенок, звучит и поет, это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.

В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша при обретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.

В покупке таких инструментов тоже надо знать меру. Иногда родители покупают сразу много музыкальных инструментов и игрушек. Малыш мечется от одного к другому, быстро устает от избытка впечатлений и, наконец, забрасывает в угол всё это звенящее, поющее, свистящее богатство, так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.

Попробуйте вместе с ребенком подбирать мелодии на слух. Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет ребенку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.

Начинайте с подбора самых простых мелодий, состоящих из двух-трех и даже одной ноты, например: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-рота». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

Ребенок уже с трех-четырех лет, так же, как и читать, может научиться играть по нотам.

Начинайте с изучения 2-3 нот и постепенно доведите количество используемых нот до одной октавы. Как и во всех занятиях с малышами, изучение нот и игру по нотам лучше всего построить в виде игры.

Описание игры. Объясните крохе, где пишутся ноты «до», «ре», «ми». Лист с отчетливо написанными нотами пусть лежит на видном месте. Покажите, какие клавиши пианино соответствуют этим нотам (можно показывать и на игрушечном музыкальном инструменте). Теперь приступаем к игре. Отчетливо напишите на нотных линеечках ноту «до» И попросите ребенка сыграть эту ноту. Если он сделал это правильно, то получает одно очко и ваши аплодисменты, если неправильно - очко получаете вы. Игра проводится до 3-5 очков. Не забывайте, что ребенок (особенно первое время) должен чаще выигрывать, чем проигрывать.

Постепенно количество нот можно расширить. Малыш получит особое удовольствие, если постепенно будет играть не набор нот, а известную ему песенку. Чуть позже можно ввести и ритмические обозначения: целые ноты, половинки, четверти. Наш опыт показывает, что для многих детей такая игра становится любимой и они довольно быстро (от месяца до полугода занятий) начинают играть по нотам в пределах первой октавы.

Ноты можно изучать и отдельно, без музыкального инструмента. Вы отчетливо пишете на линеечках, предположим, ноту «до» И спрашиваете, какая эта нота. При правильном ответе очко получает ребенок. При неправильном - вы. Однако такая игра, что называется, «ВС)'Л)'Ю», доставляет ребенку меньше удовольствия, и потому менее эффективна. Важное условие - равноправие в игре, поэтому не забывайте время от времени меняться ролями (малыш спрашивает, а вы отвечаете) .

Игра на развитие слуха. Взрослый нажимает клавишу, а ребенок называет, какая это нота - «до», «ми» или «соль. Эта несложная игра у 70-80 % детей (именно такой результат показали две группы 3-4-летних детей, с которыми мы занимались два раза в неделю) развивает абсолютный слух. Такой вид слуха важен для профессиональных занятий музыкой. Особенно при игре на струнных инструментах. Для игры подходит любой клавишный инструмент или даже металлофон. Начинайте с трех нот: до, ре, ми первой октавы. Попросите ребенка отвернуться и нажмите одну из этих нот. Малыш нажимает по очереди все три ноты и говорит, какая нота, по его мнению, прозвучала. При этом обязательно называет ее. Это делается для того, чтобы звук у ребенка ассоциировался с названием ноты. В случае правильного ответа очко получает он. в случае неправильного - вы. Постепенно количество нот увеличивается. Игра продолжается до 3-5 очков. Не забывайте о смене ролей.

Теперь о том, как научить малышей петь и танцевать.

Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко, как мы уже упоминали, дети начинают петь, по выражению П. Тюленева, «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.

Консультация  для  родителей

Консультация  для  педагогов

Вопрос развития одаренности - один из самых сложных и в теории, и на практике. Скорее мы здесь можем говорить о накопленном опыте, опираясь на биографии великих ученых и деятелей искусства. И вообще, талант, одаренность - это во многом тайна, и ее раскрытие требует не просто специальной программы или технологии, а особого, тонкого отношения, осознанного подхода со стороны всех взрослых, с которыми общаются дети.

Рассматривая становление личности ребенка в условиях детского сада, важно отметить, что музыкальное воспитание в этом вопросе играет особую роль. Ведь цель массового музыкального развития детей - это не подготовка музыкантов, а, в первую очередь, раскрытие творческого потенциала, воспитание чувств, эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Известно, что многие гениальные математики, физики, химики, большинство Нобелевских лауреатов имели хорошее музыкальное образование (д. Эйнштейн, д. Бородин, М. Тайманов и др.). Ведь что отличает талантливого, незаурядного человека? Безусловно, способность видеть необычное в обычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный, неповторимый выбор. Кроме того, занятия музыкой воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, работать пальцами) и др.

Как же этому научить ребенка обычным педагогам в обычном детском саду, где работа организована по стандартизированным образовательным программам? Реально ли это?

Ответить можно положительно, если педагоги, сами не обладая какими-либо особыми талантами, видят перед собой эту цель и стремятся создать условия для творческого самовыражения каждого ребенка.

Итак, главное условие - это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника, умение создать развивающую среду и организовать творческое игровое взаимодействие.

Второе - важно учитывать потребность детей в самостоятельном выборе ролей, игрового материала, способа самовыражения в различных видах деятельности, в том числе и в музыкальных. Например, одному ребенку больше нравится петь, другому - играть на музыкальных инструментах, третьему – двигаться под музыку. При этом дети склонны повторять один и тот же репертуар бесконечное число раз. Взрослые не всегда понимают, что ребенок при повторении знакомой песенки или танца каждый раз открывает в ней что-то новое, свое. Педагоги, обновляющие репертуар к каждому празднику, совершают большую ошибку, поскольку не только перегружают детей новым материалом, не дают им качественно освоить только что выученный репертуар, но и мешают им насладиться, получить радость от того, что все понятно и знакомо, от того, что исполнение песенки или танца наконец-то стало хорошо получаться. Очевидно, что такие взрослые сами очень далеки от настоящего восприятия искусства, они, по выражению М. Казиника, - «коллекционеры», которые отмечают, что они уже видели или слышали. Побывали в Эрмитаже - больше туда ходить не нужно, ведь они уже там «отметились», побывали в Русском музее - теперь нужно что-нибудь новенькое посетить... Скорее всего, этих взрослых в свое время воспитывали таким же образом: выучили к празднику песни и танцы - на следующий праздник готовится новый репертуар. Подобная практика не только не способствует приобщению к прекрасному, она на корню разрушает способность наслаждаться искусством.

А маленькие дети - маленькие «гении», они сами чувствуют, что им полезно и необходимо, сами просят повторить любимую песенку или танец еще и еще раз. Но музыкальному руководителю это, подчас, некогда - нужно готовиться к новому празднику. И так все сначала.

Поэтому важным условием для развития одаренности, на наш взгляд, является система подготовки и освоения музыкального репертуара, многоразовое повторение его в разных ситуациях (в свободных играх, дома, на различных праздниках и развлечениях). Для этого каждому педагогу можно рекомендовать иметь свой «золотой» репертуарный фонд, который время от времени дополнятся и заменяется. Воспитывать одаренность можно только на хорошо проверенном, доступном и художественном материале.

В заключение можно сказать, что на самом деле нет необходимости в каких-то особых условиях для выявления и поддержки одаренных детей. Если взрослые будут внимательно и чутко относиться к каждому ребенку, будут способны видеть в каждом личность и индивидуальность, смогут создать дружелюбную атмосферу, в которой всем будет комфортно и интересно, - одно это уже даст прекрасные плоды. А если к комфорту и дружелюбию добавить организацию необыденных образовательных ситуаций, прекрасную музыку, лучшие образцы детской художественной литературы, прекрасный дизайн детского пространства, то в таких условиях каждый сможет найти себя, свое призвание.

Итак, наш девиз: каждый детский сад «Дом творчества и радости, дом удивительных открытий!»

Консультация  для  педагогов

В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры.

Георгий Александрович Струве в своей статье <духовность - это бескорыстие» рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчёркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстранённо, как это сегодня происходит на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки в школе. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой её природе: это должна быть деятельно-созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в неё. Только тогда её традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека-творца.

Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность - нелёгкая для педагога задача. для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Ребёнок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.

Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности.

Такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка. для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Таким образом

интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Интегрированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры» и др. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Например, «Погляди, подсолнушки!», «На грядке вырос удалец... », «Лён кудрявый, зеленой», «Возле изгороди тыква», «Петушок», «Лебеди» и т. п. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер: «Москва златоглавая», «Москва гостеприимная», «Книга о Красной площади», «Моя малая родина» (о месте проживания), «Художник-сказочник» (о творчестве В. Васнецова), «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина), «Музыкальная гостиная (о творчестве п. И. Чайковского) и т. п. В основе интегрированных занятий - не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм - сердце музыки», «Мелодия - душа музыки», «Музыка и настроение», «Громко - тихо», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке» и др.

Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.

Интегрированные занятия - действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.