Консультация «Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв»
консультация

Сюлаева Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                                                         «Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв»

 Подготовила: учитель-дефектолог  Сюлаева Л. Н.

       Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. Зеркальное написание означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Почему? Нормально ли это?

       Ребенок пишет в зеркальном отображении буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и дефектологи.

       Главное, не паниковать и не ограничивать желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

        Как помочь ребенку дома? Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

- Играйте в игры на пространственные представления;  развитие правильной ориентации в себе. Ребёнок должны усвоить,  где правая и левая рука, глаз, нога и т. д.

- Определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложнять определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана).

- Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Можно развесить в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками.

- Работайте с запоминанием написания букв. Например, придумайте, на что похожа буква? Пусть ребенок нарисует.

- Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов.

- Придумайте правило: все буквы смотрят вправо, то есть в ту сторону, куда мы пишем. Кроме букв ЗУЧЭЯ, эти буквы смотрят влево. Поиграйте с ребенком, может быть ЗУЧЭЯ — это чье-то имя? Придумайте историю про этого героя.

       Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. в день изучайте не больше одной буквы или цифры. Обязательно соотносите образ буквы и звук,  сравнивайте похожие буквы, обсуждайте их сходства и отличия. Например, попросите ребенка провести по контуру буквы и произнести звук, который она обозначает.

      Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы

упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки.     Выделим 3 группы:

       Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.

Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) можно назвать хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.

      Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет, из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков.

      С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

     Важно задействовать при работе  больше органов чувств: например, зрение (цветной пластилин, блестящие бусины), осязание (лепка буквы, украшение ее зернами, ощупывание объемных букв с закрытыми глазами), слух (слушать слова и находить первую/третью букву среди букв, лежащих на столе).

    Таким образом, чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Консультация для родителей:

«Почему ребенок медленно думает?»

 

Выполнила: учитель-дефектолог

 Сюлаева Л.Н.

                                 
     Почему один ребенок  все схватывают на лету, а другому необходимо
многократное повторение одного и того же?  Во-первых, это связано со
способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать
информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук), в- четвертых, от способности ребенка к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.
      Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала
систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит; слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо
потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей. Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Это возникает потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же
стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.
     Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не
налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и тд. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается). Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку,
срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.
    Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира,
ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако, когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий
ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и
возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и
воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда
неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности
скрываются за выражением «медленно думает, когда говорят о ребенке с
проблемами в развитии.
     Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О
недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад. Помогите ребенку: проконсультируйтесь у врачей-специалистов (невропатолога или невролога, окулиста, ЛОРа, у логопеда и дефектолога). Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей. Самое главное - не ждите пяти лет, на которые ссылаются несведущие люди, объявляя этот возраст чуть ли не возрастом избавления от всех проблем в, развитии ребенка. Самое удивительное, что именно с этого возраста ребенка проблемы у родителей только начинаются.

Используемая литература:

  1. Верещагина Н. В. "Особый ребенок" в детском саду: практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2009.
  2. nsportal.rudetskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.  Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, чт...

Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основекоторой лежат:• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия ипредставлений ( т.е. пре...

"Профилактика и коррекция зеркального написания печатных букв и цифр" (средний и старший дошкольный возраст)

В данном материале представлены пять этапов работы по данному вопросу....