Психологические особенности детей 5-6 лет
консультация

Екатерина Владимировна Павлюк

Психологические особенности детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_detey_5-6_let.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»

города Губкина Белгородской области

Психологические особенности

 детей 5-7 лет

Подготовила:

      педагог-психолог

         Лазаренко А.В.

Губкин


Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 7 лет:

- ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

- ведущее значение приобретает развитие воображения, любознательности и познавательного интереса.

        В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого – либо признака или количества, от ситуаций, в которых они остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий, количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Или, например, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребёнок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

        В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны решить задачу в наглядном плане. Они имеют представления о смене времён года, дня и ночи, явлениях природы и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них начинают формироваться основы логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

        У детей этого возраста продолжает совершенствоваться речь. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

        У детей 5 – 6 лет продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

        Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а так же устного счёта в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

        Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

        Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Учёный Энштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения – это именно дошкольный возраст. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике способность придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, т.е.  необходимо подключить воображение.

        В возрасте 5 – 7 лет необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребёнку сопутствовал успех.

        В работе и в воспитательном процессе с детьми этого возраста важно делать упор на организацию интересной, проблемной, развивающей деятельности в противовес умозрительным рассуждениям.

        Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности ребёнка и выражают отношение к окружающей жизни. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательность ребёнка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, они реагируют на то, что им интересно. Но, если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

        Ребёнок очень любознателен по своей натуре. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? Множество вопросов ежедневно обрушиваются на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

        Как вы думаете, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

(Ответы родителей).

        Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребёнком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

        Задают ли вам дети вопросы? Какие?

(Ответы родителей).

        Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. Быстрые, готовые ответы расширяют кругозор ребёнка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельности мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

        Можете вспомнить вопрос, на который вам было трудно ответить?

(Ответы родителей).

        Не рекомендуется так же давать ответы в категорической форме: «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

        Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных

способностей, а значит, воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черту характера.

        В 5 – 6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Задача родителей и воспитателей – поддержать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

        Так какие же факторы способствуют развитию любознательности и познавательному развитию ребёнке в семье? (Вопрос к родителям).

        Прежде всего – это общение с ребёнком родителей. Это чтение ему сказок, рассказов, беседы с ним. Всей семьёй прогулки в природу, посещение музеев, зоопарка, театра, выставок способствует не только расширению кругозора ребёнка, проявлению умственной активности ребёнка, но и сближают родителей с детьми, способствуют взаимопониманию. При этом общение родителей с ребёнком должно создавать у него радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Общение родителей с ребёнком должно оказывать положительное воспитательное воздействие на ребёнка, способствовать развитию его наблюдательности, тренировке внимания и памяти, развитию умственных способностей.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...