Буклеты и памятки для родителей
консультация

Беклеты и памятки для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Памятка

родителей дошкольников

  «Как учить с ребенком стихи?»

родители-300x280

    Заучивание стихотворений развивает их память, расширяет кругозор, представляет собой  основы интеллектуальных способностей детей, их интеллектуальной культуры. Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка, индивидуальным особенностям. Подвижным детям больше подойдут ритмичные  и веселые стихи, а спокойным – размеренные, напевные. Для ребенка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

    Облегчить  детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

 2. Объясните ребенку незнакомые слова.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые  акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

 4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступить к заучиванию. Скажите ребенку: «Давай  выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

      Большинство детей дошкольного  возраста  хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребенку « включить» в голове магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки (две или четыре), повторите вместе с ребенком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом, разучите каждый куплет, а потом прочитайте все стихотворение целиком.

  Дошкольникам с хорошей зрительной  памятью присуще наглядно- образное мышление. Поможет в этом метод – мнемотехника. Изобразите содержание стихотворения.

      Следующий прием заучивания  целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают  через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание  двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребенком, предложите ему  класть в блюдо шарики  (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.

      У некоторых дошкольников преобладает логическая  память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребенку своими словами рассказать, что было раньше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор  описал то или иное явление или событие. Таким образом, ребенок постепенно запомнит весь стихотворный текст.

     Ура, стихотворение  выучено!  Теперь пусть ребенок нарисует к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток – иллюстраций  можно составить книжку, рассматривая которую ребенок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения.

       Для того  чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо  формировать у них чувство ритма и  рифмы. Этому  способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома (воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием; инсценируйте детские потешки, песенки, стихи; рисуйте узоры и орнаменты; сочиняйте свои стихи).

Подготовила: учитель-логопед Т.М. Хватик

Причины возникновения слов-паразитов

  • Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтобы сделать свою речь «более богатой». Как видим, употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.
  • Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.
  • Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.
  • Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтобы собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. Если это будет повторяться часто, то такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.
  • Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.

Как же бороться со словами-паразитами?

  • Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
  • Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег), а вы, соответственно, штраф.
  • Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.
  • Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т.п.), продумайте информативность и лаконичность речи. Чаще всего слова-паразиты употребляются в больших выступлениях. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было больше информации и меньше лишних слов, засоряющих её.             https://us.123rf.com/450wm/matoommi/matoommi1604/matoommi160400147/55425131-mother-reading-tale-book-to-daughter-and-son-mother-mother-s-day-children-tale-reading-family-relaxi.jpg?ver=6

C:\Users\User\Pictures\ugoloklogopeda4.jpgРекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

     Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никто не обращает внимания. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

Ι. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

     Ребенку важно уметь:

•        определять место заданного звука в слове (вначале, середине, конце);

•        делить слова на слоги;

•        различать твердые и мягкие согласные;

•        различать гласные и согласные звуки;

•        различать слова, похожие по звучанию;

•        различать слова, отличающиеся одним звуком;

•        находить слова, в которых нет заданного звука;

•        осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

ΙΙ. Формирование правильного звукопроизношения

     Причины нарушений звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.

     Родители должны сами говорить правильно, называя предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

     Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

     Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

ΙΙΙ. Развитие моторики и графических навыков

     Необходимо тренировать:

•        пространственное восприятие расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «слева», «справа», «внизу» и т.д.);

•        общую моторику;

•        мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т.д.).

 ΙV. Развитие звуко-буквенного анализа

     Ребенка надо научить:

•        устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

•        понимать смыслоразличительную роль буквы.

V. Развитие словаря

     Формировать умения:

•        определять количество и последовательность слов в предложениях;

•        составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

•        пересказать текст;

•        рассказать сказку.

VΙ. Обучение чтению

     Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

     Если внимательно отнестись ко всем этим направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

24

Некоторые рекомендации по развитию связной речи дошкольников

     Многие дети, поступившие в 1-й класс, слабо владеют навыками связной речи в необходимом для этого возраста объёме. У них беден словарный запас, нет образных выражений, мало прилагательных и наречий, узок  глагольный словарь, мысль выражают простыми фразами, т.е. язык невыразителен и безграмотен. При составлении рассказов из собственной жизни,  по сюжетной картине или серии картин, при пересказе текста, мультфильма  они просто перечисляют действия персонажей, не определяют последовательность событий, мысль излагают неполно, иногда отсутствует соответствие ситуации  или фактическому материалу, наблюдается искажение смысла рассказа или включение дополнительной информации. Особенно ярко это проявляется у детей с нарушениями речи, каких поступает в первый класс достаточно много.

     

  Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу. И состоит их 9 этапов.

Первый этап – накопление словаря по следующим лексическим темам:

Человек

Семья

  • Игрушки

Части тела

Дом

  • Посуда

Мебель

Одежда

  • Обувь

      Профессии

Овощи

  • Фрукты

Ягоды

Цветы

  • Грибы

Деревья

Кусты

  • Осень

Весна

Лето

  • Зима

Зимующие птицы  

Перелётные

птицы  

  • Дикие

животные  

Домашние животные  

Морские

животные  

  • Рыбы

Птицы  и звери нашего леса  

Лес

  • Сад
  • Парк

Река

  • Озеро

Содержание работы на данном этапе:

  • накопление словаря (всех частей речи);
  • уточнение значения слов;
  • подбор синонимов;
  • развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.);
  • работа над антонимами;

Второй этап – работа над грамматическим строем речи ведётся  по направлениям:

  • согласование слов в предложении;
  • употребление сравнений;
  • знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;

Третий этап – составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни. Необходимо научить детей выделять в предмете  существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать  своё отношение к предмету,  грамотно оформлять фразы.

Четвёртый этап – составление рассказа по картине. Первой картиной может быть натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учится обобщать свои  знания, видеть композицию. Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и  выразить  своё  отношение к  картине.

Пятый этап – составление рассказа по пейзажной картине.  Дети используют умения  описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи…

Шестой  этап – описание  портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности человека, что помогает развивать наблюдательность, внимание.

Седьмой этап – составление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки: описательного рассказа,  описания пейзажа, описания портрета. Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты.  Это развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, совершенствует связную речь.

Восьмой  этап – обучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.

На девятом  этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по данному началу и т.д.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • создать условия, благоприятные для  общего и речевого развития детей;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;                                                                                                                                                                                                  
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на  занятия с педагогами;
  • учитывать важность речевого окружения ребенка;
  • не думать, что с  возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

                                                                                                images (64)

                                                                                          Составила:

                учитель-      логопед Хватик Т.М.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты и памятки для родителей

Памятки - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. В краткой форме они  дают родителям сведения о той или иной теме воспитания и развития детей....

Буклеты и памятки для родителей о формировании у детей здорового образа жизни

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ в рамках детско – родительского клуба «Здоровая семья»Буклет "К ЗДОРОВЬЮ – ЧЕРЕЗ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ТЕЛУ"...

Буклеты и памятки для родителей

Полезный материал для родителей...

Буклеты и памятки для родителей для детей с ОВЗ

Буклеты и памятки для родителей для детей с ОВЗ...

Буклеты и памятки для родителей

Буклеты, памятки и брошюры - это маленькие справочники для использования краткой информации....

Буклеты и памятки для родителей от педагога-психолога

Интернет полон разной, но не всегда интересной и полезной информацией о воспитании и обучении детей, и не всегда есть время найти краткую информацию по интересующему вопросу. в такой ситуации выручат ...