Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

Консультация предназначена для родителей детей дошкольного возраста, в которой рассказывается о развитии речи детей в игровой деятельности при общении с ребенком. Описаны игры и упражнения для развития речи детей, в которые можно играть дома, на улице, по дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_obshchenie_i_igru.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей через общение и игру.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире можно, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку, когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию. однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».

Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвет листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величавое, другое - веселое, третье - грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка. камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребёнком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

- Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Орел на горе, перо на орле.

- Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

«Один - много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка - большая, металлическая, красивая):«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка — [л]. кошка — [к]):

«Придумай слово на звук []: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук:

«Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук []:

«Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему письмо и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите

ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"

Данная консультация будет полезна  родителям.  Приведены примеры игр, за счет которых обогащается словарный запас и формируются лексико-грамматическме категории....

Консультация "Развитие речи детей через общение и игру"

Консультация "Развитие речи детей через общение и игру"...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"...