Картотека игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия
картотека (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

 

 С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

-развитие пространственных представлений;

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;

-формирование правильного взаимодействия ног и рук;

-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;

-обучение последовательного выполнения действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино»

Картотека игр и упражнений

на развитие межполушарного взаимодействия

(для детей дошкольного возраста)

http://img.focusmedee.mn/origimg/06-early-2.png

г. Тарко-Сале

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

 С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи: 

-развитие пространственных представлений;

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;

-формирование правильного взаимодействия ног и рук;

-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;

-обучение последовательного выполнения действий.

Преимущества использования нейроигр:

-игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.

Методические рекомендации по использованию межполушарных игр детьми дошкольного возраста:

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов педагог (родитель) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Игры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Игры, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Продолжительность игр зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

5. Заниматься необходимо ежедневно.

Нейройропсихологические игры и упражнения можно выполнять не только во время совместной деятельности в домашних условиях, но и на прогулке:

Картотека нейропсихологических игр и упражнений

 

Игра «Hос -пол -потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать,  что называет взрослый, игнорируя

его показывание.

Игра «Волшебные обводилки»

Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и

тонко моторного взаимодействия.

Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно.

«Зеркальное рисование». 

Способствует синхронизации работы полушарий,

восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Игра «Класс – заяц»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.

Материал: не требуется.

Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –

«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать

скорость.

Игра «Колено – локоть»

Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-

обусловленный уровень мышления.

Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть

левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,

затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Упражнение «Колечко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо

с большим пальцем, указательным, средним и т.д.

Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение «Замок».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем,

который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних

пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Упражнение «Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Упражнение «Симметричные рисунки».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др.

«Веселые ладошки» (кулак, ребро, ладонь, хлопок)

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

На карточках изображены геометрические фигуры. Каждая фигура обозначает определенный жест. Играющий должен воспроизвести все жесты по карточке. Руки при выполнении должны быть расположены на столе. При первом знакомстве с игрой, ребенок действует одной рукой - ведущей, например правой. Затем, по этой же схеме - левой рукой. После этого, игрок действует двумя руками.

«Собери бусы»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Ребенку предлагается нанизать бусины на палочки. Палочки закреплены на столе в вертикальном положении (например пластилином) Играющий действует двумя руками одновременно.

«Покажи одновременно» 

Игра состоит из парных карточек с изображением предметов.

Вариант 1. Нужно находить предметы и показывать их одновременно двумя руками.

Вариант 2. Закрывать предметы одновременно камушками/ пуговицами одного цвета.

Вариант 3. Ребенок находит предметы, показывает и проговаривает название.

«Червячок в яблочке» 

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.

Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

«Молоток-пила»

(упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)

Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком

гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Игра «Классики для пальчиков»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки

Ход игры:

Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.

Игра «Падишах»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка

межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Ход игры:

Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую. На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая) ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

Игра « Нейроритмические ряды»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания, переключения.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Оборудование: набор фигур для создания ритмического рисунка.

Ход игры: На столе разложены карточки с кругами в ритмическом порядке

(например, 2-3-2-3-2-3-2-3)

1 Отстукиваем ритм ладошкой об стол.

2 На 2-хлопки в ладоши, на 3-хлопки об стол

3 На 2-хлопки об колени, на 3- хлопки об стол

4 На 2 щелчки пальчиками, на 3- хлопки об стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Картотека игр и упражнений по развитию межполушарного взаимодействия

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Картотека игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возрастаНейрогимнастика– это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздейство...

Картотека «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Кинезиология – это наука о движении человека, которая в разрезе детского развития помогает выстроить вектор гармоничного развития с учетом особенностей именно двигательного развития малыша....

Картотека нейропсихологических игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия» для детей дошкольного возраста

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, ...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия» для детей дошкольного возраста

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарн...