Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Морозова Анастасия Александровна

 

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события.

Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В игре ребенок приобретает новые знания, пополняет словарный запас, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Основные особенности сюжетно – ролевой игры:

1. Соблюдение правил. Правила регулируют действия ребёнка и взрослого и говорят, что иногда нужно делать то, чего совсем не хочется.

2. Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребёнка попасть в мир взрослых, попробовать самому разобраться в отношениях между людьми.

3. В сюжетно – ролевой игре происходит эмоциональное развитие ребенка, так как игра очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Это связано с тем, что развитие замысла игры связано с общим умственным развитием ребёнка, а также с формированием его интересов.

5. Развитие речи. В создании образа персонажа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания других игроков.

Необходимо помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста. Игра доставляет ребенку огромное количество положительных эмоций. Он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что Вы и сами были детьми!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»


https://detsadyar.ru/upload/iblock/872/872fc9e48d64d7a7b1e6a79cae64c632.jpg

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события.

Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В игре ребенок приобретает новые знания, пополняет словарный запас, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Основные особенности сюжетно – ролевой игры:

1. Соблюдение правил. Правила регулируют действия ребёнка и взрослого и говорят, что иногда нужно делать то, чего совсем не хочется.

2. Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребёнка попасть в мир взрослых, попробовать самому разобраться в отношениях между людьми.

3. В сюжетно – ролевой игре происходит эмоциональное развитие ребенка, так как игра очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Это связано с тем, что развитие замысла игры связано с общим умственным развитием ребёнка, а также с формированием его интересов.

5. Развитие речи. В создании образа персонажа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания других игроков.

Необходимо помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста. Игра доставляет ребенку огромное количество положительных эмоций. Он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что Вы и сами были детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы развития сюжетно-ролевых игр для дошкольного возраста

Согласно ФГОС особая роль в примерной общеобразовательной Программе ДО «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса), уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.Игра становится содержанием...

Алгоритм развития сюжетно-ролевых игр для дошкольного возраста

Согласно ФГОС особая роль в примерной общеобразовательной Программе ДО «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса)  уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.Игра станови...

Социализация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте

Цель:дать представление о сюжетно-ролевых играх....

Социализация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте

Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития ...

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР для дошкольного возраста

КАРТОТЕКАСЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРдля дошкольного возраста...

Гендерный подход в процессе организации сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста

Значимое условие для формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей дошкольного возраста...