Советы логопеда: Развитие речи 2-3 года.
консультация

Чебоксарова Татьяна Викторовна

Даже если ребенку исполнилось два года нужно следить за тем, как формируется его речь не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное влияние задержки помогает быстро исправить ситуацию, подтолкнуть ребенка к усвоению необходимого словарного запаса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры и игровые задания для развития речи детей 2-3 лет»

Речь детей с двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (до 250 – 300 слов) в связи с тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Появляется более точное произношение слов и уже не только близкие, но и окружающие люди начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («игуша» - игрушка), а при стечении согласных один звук («тол» - стол); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик) и т.п.

Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом пользуется и однословными предложениями («Мосьно?» - Можно?), и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» - Мама будет умываться). Однако речь детей еще несовершенна. Дети допускают ошибки в роде существительных («Моя папа.» Мой папа) в числе и падеже («вот лубасек» - вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги.

Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие (с, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, рь, л) обычно пропускает или заменяет. 

В этом возрасте происходит существенный скачок в развитии речи и, в связи с этим, целесообразно уделять особое внимание работе по обогащению словарного запаса ребенка, обучению выражать свои мысли и желания. Кроме того, необходимо обучать детей правильному дыханию т развитию артикуляционного аппарата.

Полезно в этот период разучивать с ребёнком ритмичные тексты: считалки, загадки, скороговорки. Когда в багаже ребёнка накопится несколько загадок, можно загадывать их друг другу, а так же самостоятельно их придумывать. Для этого необходимо использовать при описании свойств и характеристик предметов как можно больше прилагательных, слов-синонимов и слов-омонимов.

Игры на развитие правильной воздушной струи

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длинной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Педагог показывает ребёнку бабочек и предлагает поиграть ними:

-Смотри, какие красивые, разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать?

Педагог дует на бабочек.

-Смотри, они полетели! Как настоящие! Теперь попробуй ты подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребёнок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирал воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 5 секунд с паузами, чтобы не кружилась голова.

Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья во время прогулки или в группе, расположив их вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки или взять готовую.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Птички.
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.


Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий теннисный пластмассовый шарик.
Ход игры:  Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает инструкцию:
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. Начали!


Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар. 
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз.
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед. 

Кораблик
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
-Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Уточки
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
- Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку.


Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. 
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! Давайте устроим концерт - каждый из ребят поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован плавный выдох.

Тренировка речевого дыхания-это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Вначале рекомендуется пропевать гласные звуки (А, О, У, И, Э), далее-длительное произнесение некоторых согласных звуков (С, З, Ф, Х, К), потом следует проводить работу по произнесении слогов на одном выдохе, слов, коротких фраз. Закрепляем результаты проделанной работы чтением коротких стихов и пропеванием песенок.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.


Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

 

Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.

 

Упражнения для губ

 

«Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

 

«Трубочка-улыбка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

 

«Останови лошадку» - произнести  «Тпру!»

 

 Упражнения для языка

 «Как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

 «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

 

«Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

 

Упражнение для нижней челюсти

 

«Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот. 

Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

Упражнение для щек

 Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 «Сытый хомячок» - губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

 «Голодный хомячок» - губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

 Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях

 

Игра «куры и петух»

 

Цель: отработка произнесения твердого согласного звука «к» в слогах.

Ход игры. Дети бегают по площадке, машут крыльями, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети должны в нужном месте произносить слоги «ко-ко-ко».

 

Куры крыльями махали:

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Куры клювами стучали:

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Дай нам, Петя, крошек,

Крошек не жалей,

Дай еще немножко,

Будет веселей!

 

Игра «Гуси-Гуси»

 

Цель: автоматизация произнесения твердого согласного звука «г» в слогах.

Ход игры. Дети – гуси, один ребенок – волк. Взрослый спрашивает:

 

- Гуси-гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Гуси белые, домой –

Серый волк под горой!

 

Дети бегут и кричат «га-га-га», «волк» хочет их поймать.

 

Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки. На третьем году жизни внимание обращается на звуки Н, К, Г, Ф, Тˈ, Дˈ, Нˈ, Лˈ, Кˈ, Гˈ, Сˈ, Зˈ, Т, Д, К, Хˈ, Бˈ, Мˈ, Пˈ, П. полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.

 

Примеры чистоговорок с грамматическими формами

 

Т

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к коту.

 

Т, Тˈ

Том-том-том – поиграй с котом.

Та-та-та – хвостик у кота.

Те-те-те – помним о коте.

 

Д, Дˈ

Да-да-да – холодная вода.

Ды-ды-ды – плохо без воды.

Де-де-де – купаемся в воде.

Дой-дой-дой – умываемся водой.

 

Н

На-на-на – сяду на слона.

Ну-ну-ну – веточку нагну

 

Й

Ай-ай-ай – мне конфетку дай.

Ой-ой-ой – Васенька больной.

Эй-эй-эй – догони сумей.

 

К, Кˈ

Ка-ка-ка – левая рука.

Ке-ке-ке – куколка в руке.

Ки-ки-ки – не поднять руки.

 

Х, Хˈ

Ух-ух-ух – бегает петух.

Ха-ха-ха – вижу петуха.

Хи-хи-хи – дерутся петухи.

 

В

Ва-ва-ва – серая сова.

Ву-ву-ву – видели сову.

 

Ф, Фˈ

Фа-фа-фа – мягкая софа.

Фы-фы-фы – в доме нет софы.

Фу-фу-фу – сядем на софу.

Фе-фе-фе – кукла на софе.

 

С

Са-са-са – на цветке оса.

Сы-сы-сы- нету здесь осы.

Су-су-су – видели осу?

Се-се-се – помним об осе.

 

З, Зˈ

За-за-за – серая коза.

Зы-зы-зы – рожки у козы.

Зе-зе-зе – травку дам козе.

Зу-зу-зу – я пасу козу.

 

 

Г, Гˈ

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Га-га-га – зеленые луга.

Ги-ги-ги – с сыром пироги.

Ге-ге-ге – начинка в пироге.


Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

 

Скажи, как:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеется – и-и-и-и;

Волк завет другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

 

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

 

Примеры загадок «Доскажи словечко»

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

 

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

 

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

 

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

 

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

 

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

 

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

 

 

Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

 

Игра «Обгони»

 

Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

 

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать успела.

После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

 

Игра «Дождик, дождик»

 

Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

 

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

Не надо забывать об упражнениях для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию, а не при помощи взрослого, как это было в два года. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.

 

Игра «Это пальчик»

 

Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

 

Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

 

Игра «Этот пальчик хочет спать»

 

Цель: тренировка сгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции.

Ребенок держит руку перед собой и в соответствии с текстом загибает пальцы, начиная с указательного.

 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – бух в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики – ура!

Бегать всем давно пора!

 

Далее разгибает все пальцы. Передвигает пальцами по столу «бегает».

Вначале взрослый выполняет движения ребенка, одновременно произнося потешку, а затем ребенок самостоятельно загибает и разгибает пальчики. Надо побуждать ребенка произносить и текст, хотя бы добавлять последнее слово в каждой фразе.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...

7 советов учителя логопеда. Развитие речи детей от 0 до 7 лет.

Особенности развития речи детей в разный возрастной период. В консультации рассматривается вопрос почему ребенок не говорит? Как могут помочь родители? несложные совету по развитию речи ребенка....

Советы логопеда "Развиваем речь ребенка дома"

Полезный материал для родителей!...

Советы логопеда. Развитие речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста....

Советы логопеда: развитие речи детей от 0 до 6 лет.

В данном материале представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевог...