"Фонематический слух: возрастные нормы, упражнения и методы проверки"
консультация

Аверинская Ирина Сергеевна

Фонематический слух: возрастные нормы, упражнения и методы проверки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематический слух: возрастные нормы, упражнения и методы проверки

Фонематический слух — это способность воспринимать и определять звуки разных частей речи, даже если они схожи по звучанию. При помощи фонематического слуха мы можем понять, есть ли тот или иной звук в слове, различать слова, которые состоят из одинаковых звуков или отличаются лишь одним звуком. Другими словами, без развитого фонематического слуха невозможно соотнести букву и звук, освоить правильное произношение звуков.

Поэтому при недостаточно развитом фонематическом слухе дети часто начинают говорить слова неправильно. Вместо «дом» — «том», «гора» — «кора» и т.д. В среднем тяжелее всего детям удается различать звуки [с] и [ш], [ш] и [ж], [с] и [ц].

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год — в 2 мес. ребенок начинает прислушиваться к более тихим шумам. В 3 мес. он без труда отыскивает взглядом источник звука, появляется эмоционально-двигательная реакция. С удовольствием слушает музыку. С 4 мес. ребенок начинает подражать звукам, к 6 мес. различает свое имя. К концу 1 года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребляемые слова.

Второй год — ребенок уже может различать все звуки родного языка. К концу 2 года он услышит неправильный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год — ребенок может определить неверно произнесенный звук в собственной речи. Этот навык необходим для овладения правильным звукопроизношением.

Четвертый год — ребенок уже владеет навыком различения схожих фонем на слух и в собственном (а это необходимо для успешного освоения чтения и письма).

Пятый год — формируется звуковой анализ (умение определять последовательность и количество звуков в слове).

Как проверить степень развития фонематического слуха у ребенка?

Это может сделать каждый родитель дома без сторонней помощи.

Сыграйте с ребенком в игру "необычный ключ".

Для нее вам понадобится, например, шкатулка и интересное наполнение: камешки цветные, резиночки, бомбошки итд.

Скажите малышу, что она будет открываться только после того, как услышит правильно названный ключ. И тут попросите кроху повторить за вами:

  • парные слоги, например: БА-ПА, КА-ГА, СА-ЗА, ТА-ДА,
  • цепочки из нескольких слогов, например: БА-БА-ПА, ТУ-ТУ-ДУ.


После повторения пары слогов открывайте шкатулку на несколько секунд, чтобы ребенок посмотрел в нее и забрал предмет. После шкатулка закрывается, и вы произносите следующий ключ.

Если уже на этом этапе ребенок повторяет за вами неверно, то фонематический слух нарушен.

Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Осторожно, это задание может вызвать трудности у ребенка. Он точно допустит ошибку, если неправильно поймет что надо сделать. Поэтому лучше искомый звук как-то назвать — обозвать, например: "хлопни, когда услышишь звук грохочущей машины — Р".

Цепочки могут быть:

  • с гласными (З, А, И, З, У, З)
  • с согласными (З, К, Р, З, М, Ф)
  • смешанные (О, З, В, Т, Э, З)


Далее уже необходимо будет подготовить заранее картинки, чтобы ребенок по вашей инструкции смог показать нужную.

По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее. Задача взрослого в этом случае попросить ребенка показать ту или иную картинку(слово): "Таааак, а где тут усы? *пауза* А уши? *пауза*". Не бойтесь немножко запутать ребенка, чтобы проверить, не угадал ли он картинку случайно.

Чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

Упражнения для развития фонематического слуха

«Играем звуками» (от 3-х лет)

Попросите малыша:

  1. назвать как можно больше слов, которые начинаются на звук [м], [п], [а] и т.д;
  2. подобрать слово, которое начинается на последний звук слова (стол, книга);
  3. найти в комнате предметы, названия которых начинаются на заданный звук.


«Поймай звук» (от 5 лет)

Игра на выделение звука на фоне слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [с] – «сыр», «мох», «соль», «оса», «коза», «дорога», «жук», «забор», «нора», «нос» и т.д.).

«Волшебники» (от 5 лет)

Нужно превратить одно слово в другое: изменить в слове звук так, чтобы получилось новое слово. Например: кит - кот.
Слова для изменения: БАК, ДОМ, СОК, МЕЛ.
Слова для изменения первого звука: ТОЧКА, ДЕНЬ, ЛЕНЬ.
Слова для изменения последнего звука: СОН, МАК, СТОП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха. Игры и упражнения.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенапрвленной работы по коррекции фонематическог...

Возрастные периоды развития фонематического слуха (в норме)

Статья содержит краткое описание формирования фонематического слуха  у детей на разных возрасных этапах....

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...

«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Предлагаемая логопедическая презентация рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими  нарушен...

Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научи...

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Ворастные нормы развития фонематического слуха...