Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков.
материал

Лебедь Марина Сергеевна

Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sodeystvie_so_i_bn_.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков. 

Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет. Слайда 2

Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, одевания и раздевания, гигиены тела и опрятности

Рассмотрим подробнее прием пищи. Этот навык начинает формироваться с 1.1 года с взятия пищи пальцами и помещения ее в рот и заканчивается  примерно к 3 годам, когда ребенок самостоятельно пользуется вилкой и ложкой и помогает убирать посуду со стола.

К нам обратилась мама с мальчиком Димой, возраст  2 года.

Запрос мамы- чтобы ребенок не отворачивался от тарелки и ложки, не демонстрировал отказ от еды,отказ от еды, когда мама  или бабушка его кормят. На первичном приеме специалисты выяснили,  что навык приема пищи у него сформирован ниже возрастной нормы, имеются трудности в этой рутин, а именно – Дима не сидит в детском стульчике для кормления,плачет. Как специалисты СРП мы в работе с Димой провели углубленную оценку рутины Прием пищи, выяснили трудности, возникающие у ребенка, эту рутину мы разделили  на навыки и на более мелкие шаги, дали согласно этому рекомендации родителям.

Слайд 3

Углубленная оценка рутины Прием  пищи
 
Имя, фамилия ребенка
Дима,  2 года  Дата проведения оценки

Шаги во время рутины

Навыки

Базовый

Специальный

Функция

Домен

Уровень сформированности навыка

Дима сидит в высоком стульчике, бабушка сидит сбоку от Димы, тарелка с супом находится на столе рядом, Дима смотрит мультики

1. Дима сидит в высоком стульчике, бабушка сидит напротив, тарелка с супом стоит на столе перед Димой, у Дима есть своя ложка

Сидеть

Ждать

Понимать значение ситуации

Понимать значение ложки

Наблюдать за предметами перед собой

Наблюдать за людьми рядом с собой

v

v

v

v

v

v

Д4

Д2

Д1

Д1

Д7

3

2

1-2

2-3

1-2

1

Бабушка кормит Диму столовой ложкой, Дима отворачивается, плачет

2. Бабушка кормит Диму маленькой ложкой, предварительно произносит “Ам” для каждой ложки

3. Бабушка кормит Диму медленно, ожидая его сигнала о готовности к следующей ложки (Дима открывает рот)

Понимать инструкцию

Выполнять инструкцию

Слушать другого человека

Понимать обращенную речь

Делать выбор

Умение отказываться социально-приемлемым способом

Открывает рот навстречу ложке

v

v

v

v

v

v

v

Д2

Д2

Д3

Д3

Д1

Д7 Д3

Д5

1

1

1-2

1-2

2-3

0

3

Дима кашляет, руками отталкивает ложку, мотает головой

4. Дима внимательно смотрит в тарелку, следит за ложкой, рассматривает содержимое, открывает рот, когда хочет следующую ложку.

Сидеть за столом

Смотреть

Ждать

Понимать обращенную речь

Выполнять инструкцию

Делать выбор

Умение отказываться социально-приемлемым способом

Открывает ротн австречу ложке

v

v

v

v

v

v

v

v

Д4

Д1

Д2

Д3

Д2

Д1

Д7 Д3

Д5

3

3

2

1-2

1

2-3

0

3

 Слайд 7

Развитие навыков одевания и раздевания

Эти навыки также активно  формируются с 1 года до 3 лет. Сначала с 1 года до 1.6 г ребенок осваивает их с помощью взрослого, затем от 1.6 до 3 лет эта помощь становится минимальной и ребенок сам одевается и раздевается. 

Приемы по развитию навыка самообслуживания от 1 года до 3 лет:

прямой показ взрослого с пояснением

игровые приемы с использованием стихов, потешек, игр с куклой, мишкой и т.д.

использование алгоритма процесса одевания-раздевания, использование картинок в виде т.н. визуального расписания.

Слайд 12

Наибольшее количество вопросов и трудностей возникает у родителей именно с развитием навыков опрятности у ребенка, т.е. с приучением к горшку.

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Озабоченный тем, что никак не удается приучить ребенка к горшку, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Слайд 15

Признаки психической и физиологической готовности: 

установление более или менее стабильного режима дефекации;

  • способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
  • знание частей тела и названий предметов одежды;
  • знание или понимание слов "пописал" и "покакал";
  • демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
  • стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
  • стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово "хочу".

Начинаем приучение к горшку 

  • Готовность взрослых.
  • Все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  • Лучшее время — лето.
  • Знакомимся с горшком.
  • В случае успеха — очень-очень хвалим.
  • Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях.
  • Включаем горшок в распорядок дня.
  • С подгузником окончательно не расстаемся.
  • Горшок – не игрушка.

Горшок или унитаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.

В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....

КАК РАЗВИВАТЬ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

КАК РАЗВИВАТЬ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...

Роль родителей в формировании бытовых навыков ребенка

В презентации раскрывается роль родителей в формировании бытовых навыков детей младшего возраста, необходимые для этого условия и задачи....

Список игр для развития бытовых навыков ребенка

Ниже предоставлен список игра для эффективного развития бытовых навыков ребенка...

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания у детей с НОДА в условиях дома ребенка

Методические рекомендации по воспитанию детей с ДЦП (НОДА) адресованы воспитателям и медицинским сестрам дома ребенка.Цель: совершенствование физических возможностей и формирование жизненных компетенц...