Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка 3-4 лет»
консультация (младшая группа)

Татьяна Олеговна Тарасова

 

 

 «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка 3-4 лет»
               
Сказка, является первым художественным произведением, с которым знакомятся дети. Язык сказок простой и легко запоминающийся, но при этом образный и эмоциональный. И именно сказка – это прекрасный инструмент в развитии речи ребенка в работе специалиста и родителей. Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство родного языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Благодаря систематическим упражнениям, творческим заданиям, дети уместно, понимая значение, используют сказочные выражения в своей речи. Но, не смотря на то, что дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой, это не механическое заучивание. Они осмысливают, сохраняют основную лексику, свободнее ориентируются в литературно - народном материале, появляется языковое чутьё, интерес к образному слову, а также представление себя на месте героев и проигрывание сказочных ситуаций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_i_vospitanii_rebenka_3-4_let.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19

комбинированного вида Красносельского р-на

Санкт-Петербурга


Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка 3-4 лет»

Сказка, является первым художественным произведением, с которым знакомятся дети. Язык сказок простой и легко запоминающийся, но при этом образный и эмоциональный. И именно сказка – это прекрасный инструмент в развитии речи ребенка в работе специалиста и родителей. Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство родного языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Благодаря сказке мы можем привить интерес к художественному слову, развитие связной, диалогической, а в последствии и логичной речи, обогатить и расширить словарный запас, заложить формированию эмоционального и образного мышления.

Сказка понятна ребенку и не загружает его какими-либо логическими рассуждениями, не дает наставлений, а учит напрямую.Сказка предлагает ребенку образы, которые он может перенести на себя и незаметно для себя усваивать жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.

Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок троекратные фразы, любят при чтении добавлять окончания фраз почти все дети, им нравятся песенки и небольшие стишки героев сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка и его нравственности, развивает речь и творческие способности.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

#1053;овое название сказки

Совместно с ребенком придумывайте новые название известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия - «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

2.Пословицы и поговорки

В сказках, довольно часто часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки, но чаще они бывают не понятны ребенку. Разбирая их, обсуждая смысл каждой из них, Вы помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

В процессе объяснения можно небольшой театрализованный номер тогда наглядное и эмоциональное объяснение надолго останется в памяти ребенка и будет упоминаться.

#1048;счезновение слов из текста

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.

4.Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Расскажите ребенку, что такое интервью и зачем оно нужно.Сделайте импровизационный микрофон. Решите у кого из персонажа сказки он(или кто из Вас) будет брать интервью и какие вопросы задавать.На первый порах нужно помогать составлять вопросы, подыгрывать и задавать встречные вопросы. Можно все снять видео на телефон, а потом вместе посмотреть.

#1050;онструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:

• придумывать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесник, лесовик);

• учить рифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Например, «Красная Шапочка» - «Красная Шапочка идет» - «Красная Шапочка идет по дорожке» - «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.

#1042;ведение частицы «не» или Новый персонаж

При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).

7.Словотворчество

Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;

• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

#1055;исьменное общение.

Важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в письменном общении друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, короткие письма, поздравительные открытки.

Именно любимые герои сказок, художественных произведений пусть и будут первыми объектами такого общения. Вам вместе с ребенком необходимо решить, кому лучше отправить записку, кому - письмо, а кому - SMS-сообщение. Начинайте сочинять вместе (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).

Телеграмма, записка, письмо, SMS-сообщение, скорее всего, по своему эмоциональному настрою будут различными и выражать разные эмоции: восхищение, благодарность, возмущение, гнев. В первую очередь это будет зависеть от того, какому сказочному герою отправляется письменное обращение, во вторую - от эмоционального настроя самого ребенка.

Такими письменными обращениями вы будете формировать не только устную и письменную речь ребенка, но и нравственные начала.

Благодаря систематическим упражнениям, творческим заданиям, дети уместно, понимая значение, используют сказочные выражения в своей речи. Но, не смотря на то, что дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой, это не механическое заучивание. Они осмысливают, сохраняют основную лексику, свободнее ориентируются в литературно - народном материале, появляется языковое чутьё, интерес к образному слову, а также представление себя на месте героев и проигрывание сказочных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенкаДети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Сказка для ребен...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

  Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого ...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"

Консультация о том, что сказка самый древний и самый доступный способ воспитания ребенка....

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"

Данный материал предоставляет родителям информацию о том, как сказка помагает в развитии ребенка на примере дидактических игр....