Развитие связной речи через устное народное творчество
консультация

Устное народное творчество - важное средство для формирование речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связанной речи через устное народное творчество»

Подготовила и провела:

Мамедова А.Г.

Москва 2021-2022 у.г.

Развитие речи ребенка начинается с овладения звуками и их сочетанием, и заканчивается развитием связной и грамотной речи.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг,- дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, колеса, сиденья, дверцы, мотор…» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья…». К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит можно познакомить их с оттенками этих цветов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество.

Знакомство детей с устным народным творчеством влияет на всестороннее развитие речи детей.

Детский фольклор – большая часть устного народного творчества. Запоминание стихов, потешек, колыбельных, сказок оказывает большое влияние на развитие связной речи. Под термином «детский фольклор» обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых.

Например, укладывая куклу спать, напеваем:

Баю-баю, баю-бай, ты, собачка не лай

Белобока не скули, мою Катю не буди.

Чтобы малыши быстрее и легче могли запомнить песенку, необходимо показывать, как громко лает собачка (игрушка) и может разбудить, например, куклу Катю. Дети дружно просят собачку: «Ты собачка, не лай, Белобока не скули».

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и т. д. Загадки, сказки, поговорки, считалки обогащают эмоции, развивают воображение, являются отличным образцом родного языка.

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщены, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно- эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей-это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. Сказки знакомят детей с окружающим миром. Народные сказки отображают быт народа, его обычаи и традиции, через сказку дети приобщаются к истории своего народа.

Пословицы и поговорки- помогают ребенку раскрыть красоту речи, заставляют мыслить логически и искать новый смысл в простых, казалось бы, словах. Таким образом у детей формируются лексические умения.

Скороговорки- с их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Считалки- за счет игры слов и ритма, помогают развивать речевой аппарат, вырабатывать четкую дикцию.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодические стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями.

Дома можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, дидактические игры по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации.

Произведения устного народного творчества стоит использовать регулярно в общении с ребенком, предлагать повторить и запомнить, порассуждать вместе над смыслом. И тогда речь ребенка будет красивой и грамотной, он сможет легко построить предложение и высказать свои мысли. Он будет больше знать об истории своего народа, о его быте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...

«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»

Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...

Развитие речи через устное народное творчество. "По сказкам с Бабой Ягой"

Развитие речи через устное народное творчество. Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста....