"Сказкотерапия и почему сочинять сказки с ребенком полезно?"
консультация (средняя группа)

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Сказкотерапия и почему сочинять сказки с ребенком полезно?"

Сказки могут помогать детям развиваться.

Например, учить проявлять инициативу, использовать опыт персонажей для решения похожих задач в реальной жизни, справляться с тревогами. Еще они помогают ребенку узнать, как ведут себя люди в разных ситуациях. Так, Золушка напряженно общается с мачехой и сводными сестрами, а «Красавица и чудовище» показывает, как два совершенно разных героя могут ценить и любить друг друга.

Несмотря на то что о пользе сказок пишут и зарубежные психологи, сказкотерапия в основном распространена в России и странах ближнего зарубежья. В США и Европе аналогичные идеи дали толчок к развитию схожего направления — библиотерапии. В нем психологи также используют силу литературных повествований, но не только сказочных. Так что психотерапия с помощью книг используется по всему миру.

Как читать вымышленные истории, чтобы они приносили пользу, мы спросили автора метода комплексной сказкотерапии Татьяну Зинкевич-Евстигнееву.

Сказкотерапия — это естественный для устной культуры способ передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Добрая сказка — это исторически устойчивая форма психологической поддержки человека.

Сегодня комплексная сказкотерапия — это метод саморазвития, практической помощи человеку в самых разных жизненных ситуациях: от внутреннего конфликта до травматической истории. Дети обычно не заявляют о своих трудностях. Заявители детских проблем — взрослые: родители, бабушки, воспитатели, педагоги. Они говорят, что ребенок гиперактивный, непослушный, у него дефицит внимания или, к примеру, трудности в общении. Можно выбрать сказку под конкретную проблему. Вот как работает сказкотерапия.

Сначала сказка проникает в эмоционально-образную сферу ребенка. Там никто из сознательных убеждений не требует у нее «пропуск»: устойчивых догм в сознании ребенка еще нет. Поэтому сказка не встречает никакого сопротивления. Наоборот, в чувственном мире ее принимают с распростертыми объятиями. Если сказке удалось задержаться в эмоциональном мире ребенка, заложенные в нее образы и смыслы потихонечку перейдут и в сознание. И там постепенно станет складываться то, что можно было бы назвать заимствованным жизненным опытом — тем, который не прожит в реальных ситуациях, а перемещен в мир психического посредством истории. Определенный объем такого опыта формирует внутри ребенка то, что я называю банком жизненных ситуаций. В нем содержатся и непосредственно пережитые личные впечатления, и осознания жизненных уроков, и заимствованный опыт сказок.

Поэтому мы можем говорить о том, что сказки активно участвуют в формировании картины мира ребенка, его системы ценностей, глубинных личных основ принятия решений, целеполагания. Они влияют на развитие способности любить, строить продуктивные взаимоотношения, управлять собственным поведением, чувствами, моделировать благоприятное развитие текущих жизненных сюжетов. Да, в научном поле роль сказки недооценена. Но по моему опыту, мультфильмы и книги оказывают на ребенка существенное влияние.

— Как родителям научиться сказкотерапии?

Методики сказкотерапии и конкретные сказки есть в книге «Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей», которую я написала в соавторстве с Александрой Зинкевич. Ее можно читать всей семьей.

Родители могут научиться сочинять истории к месту. Возникла трудная ситуация с ребенком, и родитель быстро отреагировал на нее импровизационной сказкой. Это проще, чем кажется на первый взгляд, потому что способность сочинять естественна для человека.

Например, представьте, молодая семья живет в своем небольшом доме, ворота выходят на оживленную улицу. В семье есть девочка пяти лет, рождается малыш. Став старшей сестрой, девочка приобретает странную привычку: периодически выбегает из дома, оставив калитку открытой. Это создает угрозы для жизни. С ней много раз говорили о том, что так делать нельзя. Девочка соглашалась, на некоторое время переставала, но потом опять возвращалась к этой практике.

Терапевт будет работать со сказкой на тему принятия младшего брата. А мама? Мама смогла придумать историю про Причуду и Осторожность. Например, в книге выше согласно сюжету: у каждого человека есть внутренний сторож. Он зовется Осторожность. Но у него есть недруг — Причуда. Когда Причуда нападает на Острожность, последняя перестает быть сторожем. Однажды на Осторожность одной девочки напала Причуда. Из-за этого стала эта девочка из дома выбегать, никого не предупреждать, калитку не закрывать. Под влиянием Причуды не понимала девочка, что делает. И мама передала ей волшебные слова, которые нужно сказать, как только появится желание убежать за калитку: «Ты, Причуда, не чуди, вон из дома уходи!» И вот, когда уже девочка была готова открыть калитку, она вспомнила эти слова и сказала их громко и твердо. Причуда не выдержала волшебных слов, да еще таких сильных, уверенных, и убежала. Стала редко наведываться и Осторожность усыплять. А если уж Причуда приходила, девочка ее волшебными словами прогоняла. Так спонтанно найденный к месту сюжет, с одной стороны, помог девочке стать внимательнее, с другой, лег в основу полноценной коррекционной сказки, которая уже стала помогать многим родителям в воспитании.

Есть книги с грифом «сказкотерапия», в том числе сказки для конкретных проблем: при разводе родителей и других травмирующих событиях. Если вы хотите просто почитать терапевтические сказки, можно поискать среди них.

Кроме обычного чтения сказок детям полезно сочинять сказки самостоятельно. Это помогает оценить психологическое состояние ребёнка. Только в такой сказке главным героем должен быть ребёнок.

Не секрет, что даже казалось бы самое незначительное событие может вызвать у ребёнка психологическую травму: ссора родителей или близкого окружения, замечание и наказание в адрес ребёнка, страшный фильм или реклама или резкий громкий звук.

Придумывание сказок – это своего рода психотерапия, которая поможет узнать страхи ребёнка и проработать их. При проговаривании страха, получении успокоения и советов от взрослого травма испаряется.

Как придумывать сказки и с чего начать?
Например вы можете начать самостоятельно «Жил однажды в далёком королевстве, в красивом замке принц по имени ___ (имя ребёнка). У принца было много друзей, любимое домашнее животное и любящие родители, но однажды в королевстве случилась беда ____ (далее пусть ребёнок скажет, что именно случилось в королевстве).

Если ребёнок сказал, что в королевстве появился злодей или напали какие-то животные, то попросите описать их. Вы сможете найти сходство как бы вымышленного персонажа и реального человека или животного, что даст понять кого боится ребёнок. Также страх может быть обратным: ребёнок боится не появления какого-то человека, а того, что кто-то важный ушел из его жизни.

После того, как вы узнали про злодея и задали по нему утоняющие вопросы сказка продолжается и вам вместе необходимо бороться со злодеем и победить его. Но это должно быть не просто «злодея словили и посадили в темницу», а найдите различные пути решения проблемы, добавьте приключений в сказку и не забывайте просить у ребёнка помощь в развитии сюжета. Можете предлагать ребёнку несколько вариантов развития событий, выбрать кого взять на помощь, с кем подружиться, где спрятаться. Он должен быть максимально сильно вовлечён в процесс.

В финале после проделанного пути, каких-либо схваток и приключений победителем обязательно должен оказать персонаж ребёнка.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагают следующие задания:

- упражнения на развитие словаря детей;

- придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».

- постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

- задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.

- упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок».

Использование схематических изображений.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Использование схем, картинок.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

- нести очень «тяжёлый» чемодан;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;

- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

- «встретили друга» (улыбнулись);

- «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);

- «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, записывали сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Закончи сказку.

Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказкирешает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказкуот первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказкипридумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказкуна предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка.

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

Работа с родителями

Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.

Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.

3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.

4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями.

6. Проверка домашнего задания.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ "МЫ ИГРАЕМ, СОЧИНЯЕМ И РИСУЕМ НА ПЕСКЕ"

Цель: провести совместно с детьми интегрированное мероприятие с элементами музыкотерапии, пескотерапии и сказкотерапии....

Статья "Как помочь ребенку сочинить сказку"

Статья "Как помочь ребенку сочинить сказку"...

Консультация для родителей "Как вместе с ребенком сочинить сказку".

Дети - большие фантазеры и любители сказок. Попробуйте вместе с ним соединить эти два увлечения, сочинив свою собственную, семейную сказку! И время проведете вместе и с пользой! Отличное настроение га...

Консультация для родителей "Если ваш ребенок любит сочинять сказки"

Консультация для родителей "Если ваш ребенок любит сочинять сказки"...

"Если ваш ребенок любит сочинять сказки" консультация для родителей

Мир сказок-это удивительный мир волшебства и фантазии. Сказка - это эффективное средство нравственного воспитания ребенка....