Подборка образовательных и развивающих игр для детей 2-3 лет
материал (младшая группа)

Каждый ребёнок уникален, имеет свои личностные особенности и характер, но есть и общие возрастные черты.

Поговорим о детях 2-3 лет, чем важен этот период? 

Подборка образовательных и развивающих игр для детей 2-3 лет:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающие игры для детей 2-3 лет:22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка образовательных и развивающих игр для детей 2-3 лет

Развлечения и игры

Сортировка предметов
Одна из самых простых, доступных и эффективных игр для двух-трехлетнего малыша. Сортировать можно что угодно! И это не только готовые развивающие наборы, попробуйте раскладывать макароны, крупные пуговицы, кусочки ткани, восковые карандаши, крышки от бутылок или банок и др. Главное, помните о безопасности. Если ваши предметы небольшого размера, играть следует только в присутствии взрослых!

Верёвочные игры
В последние годы набирают популярность занятия с разнообразными верёвками. В детских магазинах можно приобрести различные варианты для шнуровки с любимыми персонажами или изготовить их самостоятельно. Игры с верёвками отлично развивают мелкую моторику и абстрактное мышление детей.

Пазлы
Эта забава знакома всем родителям! Неудивительно, ведь эти с виду простые занятия очень эффективны! Задача игрока - собрать картинку из маленьких фрагментов. Чем старше ребёнок, тем больше кусочков в целом изображении. Двухлетние дети начинают с 2 и 4 деталей, постепенно увеличивая их.

Танграм
Очень интересная головоломка, состоящая из 7 деталей-геометрических фигур. Все вместе они образуют квадрат. Перемещая части танграма, можно создавать картинки по образцу или произвольные сюжеты. Игра улучшает концентрацию внимания дошкольников, помогает прокачать логическое и пространственное мышление.

Лабиринты
Они нравятся всем детям! Особенно любимы ребятами сюжетные и красочные варианты. Как зайчику найти свой домик, какую дорожку ему выбрать? А в какой норке ёжика ждёт угощение?

Конструктор
Многим ребятам доставляет удовольствие играть с конструкторами! Они не только увлекают, но и положительно влияют на дошкольников, развивая их мышление. Интересные варианты вы найдёте в любом детском магазине.

Сюжетно-ролевые игры
Это те самые игры в "дочки-матери", "в доктора", "в школу", "в магазин" и другие популярные сюжеты. Чем они полезны? Примеряя на себя какую-то роль, ребёнок отрабатывает алгоритмы поведения, учится коммуникации, осваивает бытовые навыки.

Творческие занятия и хобби для детей этого возраста

Рисование
Самое простое и доступное занятие, которое приносит много приятных эмоций малышам и отлично развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость. Для начала можно рисовать просто пальчиками, затем уже использовать мелки, восковые карандаши, кисти и краски, карандаши и фломастеры.

Лепка
Ещё одно замечательное и полезное хобби для детей 2-3 лет. Для занятий подойдут обычный пластилин или специальное тесто для лепки (оно мягче), можно использовать солёное пищевое тесто, из которого получаются яркие поделки.

Аппликация
Это создание изображений из маленьких кусочков бумаги, которые клеятся по очереди друг к другу, создавая цельную картинку. Отличное хобби для двух- и трёхлетних ребят! Занятия аппликацией также развивают воображение, усидчивость и мелкую моторику.

Занятия с песком
Такие игры набирают популярность в последние годы. Многие детские студии проводят специальные занятия с кинетическим песком на световых столах для малышей. Упражнения расслабляют детей, помогают полностью окунуться в творческий процесс и в полной мере проявить свою фантазию.

Когнитивное развитие

Развитие речи и языковых навыков

Приблизительно к двум годам малыш уже владеет запасом из самых простых слов, таких как "мама", "папа", "дай", "да", "нет", "есть", "спать" и др. и активно звукоподражает. Ребёнок пытается строить предложения из 2-3 слов, речь становится более понятной для окружающих. К трём годам многие дети уже успешно конструируют фразы из 3 и более слов, могут рассказать какую-то историю или поделиться с родителями, как прошёл день.

Что входит в словарный запас ребёнка к 3 годам?

Бытовые предметы, с которыми малыш сталкивается дома. Желательно, чтобы ребёнок мог сгруппировать их по назначению: "одежда", "игрушки", "мебель", "посуда", "еда" и т.д.

Трёхлетки способны назвать основные действия людей и животных (есть, пить, бегать, прыгать, сидеть, спать, читать, говорить, слушать, рисовать, одеваться и др.).

Многие ребята готовы перечислить домашних и диких животных, профессии людей, основные виды транспорта.

К 3 годам дети должны уметь задавать вопросы и отвечать на них.

Развитие познавательных способностей: внимание, память, мышление

В 2-3 года логическое мышление, память и внимание развиваются каждый день. Любая информация влияет на ребёнка и его опыт. Потому так важно создать для малыша обучающую среду для совершенствования когнитивных способностей.

Какими навыками должен обладать трёхлетний ребёнок?

Складывать правильно пирамидку.

Знать основные цвета (белый, чёрный, красный, синий, зелёный, желтый), чем больше, тем лучше.

Отличать основные геометрические фигуры, соотносить их с предметами, например, яблоко - круглое, телевизор - прямоугольный, стол - квадратный.

Сортировать объекты по форме и назначению.

Находить основные сходства и отличия предметов (2-3 достаточно).

Складывать пазлы из 2-4 фрагментов.

Указывать на одинаковые картинки из небольшой группы.

Трёхлетний малыш видит разницу предметов по признакам: "горячий" - "холодный", "лёгкий" - "тяжёлый", "мягкий" - "твёрдый".

Ребёнок может определить время дня (день, вечер).

Игры и занятия для стимуляции когнитивного развития

Предлагаем вам три очень простых, эффективных и популярных игры для развития мышления, внимания и памяти, которые не требуют длительной подготовки.

Поиск пары
Возьмите несколько игрушек ребёнка или безопасные некрупные бытовые предметы, разложите их перед малышом и предложите найти среди них два схожих, например, по форме, цвету, текстуре, мягкости или твёрдости. Можно усложнить задачу и указать несколько признаков или играть на время.

Отличный вариант такого занятия - мемори. Для этой игры вам понадобятся карточки с парными рисунками, их можно купить в любом детском магазине. Задача участника - открывать разом две таблички с изображениями, ища парные. Если картинки не совпадают, они закрываются вновь. Игра заканчивается после обнаружения всех рисунков.

Лишний предмет
После двух лет у малыша активно развивается логическое мышление, которое позднее позволит ребёнку анализировать и принимать верные решения. Как прокачать этот навык? Одно из самых простых упражнений - это поиск лишнего предмета среди остальных. Положите перед ребёнком, например, две пуговицы и апельсин. Чем они отличаются? Что лишнее? Правильно, апельсин! Он больше и его можно съесть. Чередуйте вещи, добавляйте новые и обязательно объясняйте, по каким признакам был выбран предмет. Не кладите много вещей перед двухлетним малышом, вполне достаточно 3-4. А вот трёхлетки уже могут отыскать лишний объект среди 5-6 вариантов.

Повтори-ка!
Это комплексное занятие, которое отлично развивает внимание и память. В чём оно заключается? Ведущий составляет узор из подручных предметов или карточек, предлагая малышу воспроизвести его ниже. Можно использовать крышки от бутылок или банок, крупные пуговицы, детали конструктора, чайные ложки и мн. др. безопасное для ребёнка. Начинайте с 3-4 вещей, постепенно увеличивая их количество и ограничивая время на сбор узора. Хотите усложнить задачу? Вырежьте из картона геометрические фигуры и составляйте картинки из них!

Эмоциональное и социальное развитие

Формирование эмоций и умение их выражать

В 2-3 года ребёнок начинает испытывать новые, незнакомые ему ещё эмоции, и некоторые из них сложно назвать положительными, например, стыд, разочарование, гнев. Дети становятся капризными и плаксивыми, порой неуправляемыми, часто злятся, поскольку ещё не знают, как справляться с нахлынувшими чувствами. Задача родителей - научить малышей проживать их, развивая эмоциональный интеллект ребёнка.

В этом возрасте у детей появляется осознание, что они могут воздействовать на взрослых, на происходящие вокруг события, малыши начинают проявлять волю, нередко становятся упрямыми и своенравными. Ребята проявляют интерес к сверстникам и играм с ними.

Развитие социальных навыков: взаимодействие с родителями, сверстниками

Ближе к трём годам к ребёнку приходит осознание, что он отдельная личность и способен влиять на поведение родителей и других детей. Важно не упустить этот период и постепенно приучать малыша к соблюдению социальных норм. Процесс должен быть мягким и последовательным, а правила не слишком строгими, но однозначными. Требования, озвученные одним взрослым, должны поддерживаться остальными. Иначе возникает путаница, а затем и манипуляции со стороны ребёнка, когда мама, например, запрещает, а отец разрешает. Если необходимо, обсудите этот момент со всеми значимыми родственниками, чтобы не допускать ошибок.

Не менее важно общение со сверстниками, в первую очередь это касается детей, не имеющих братьев и сестёр. В саду малышам предстоит найти общий язык с другими ребятами, делиться с ними вещами, выполнять указания воспитателей. Начните подготовку заранее, чаще говорите с сыном или дочерью, играйте в "детский сад", прорабатывая с любимыми игрушками разные сценарии, с которыми может столкнуться малыш. Ещё один отличный вариант - это занятия в развивающих студиях и центрах, где дошколята занимаются небольшими группами и под постоянным присмотром педагогов. Тогда общение с другими детьми не будет для трёхлетки чем-то неожиданным и сложным.

Советы по поддержке эмоционального и социального развития

1. Старайтесь принимать ребёнка таким, какой он есть, говорите ему о своей любви, относитесь с уважением к его чувствам, помните, какой сложный период сейчас переживает ваш малыш.

2. В моменты проявления негативных эмоций ребёнка будьте терпеливее, делайте замечания за конкретные поступки, не переключаясь на личность малыша ("Ты плохой/ая!"), не забывайте хвалить за усилия и достижения.

3. Постарайтесь создать в семье доброжелательные и доверительные отношения, чтобы дошкольник знал, что всегда найдёт дома поддержку и любовь.

4. Поощряйте в малыше стремление к самостоятельности, даже если это занимает больше времени. Ребёнок хочет надеть сапоги сам? Пожалуйста! Убрать в раковину свой стаканчик? Отлично!

5. Будьте примером для своих детей, покажите, как надо относиться к людям, проявлять внимание, уважение, сострадание, благодарность и др.

Развитие самостоятельности

Обучение самообслуживанию: одевание, питание, гигиена

После двух лет дети хорошо улавливают сигналы, которые подаёт их тело: голод, холод, желание спать, позывы в туалет. Малыши могут совершать простые действия, подражать родителям в быту, поэтому самое время начать прививать навыки самообслуживания, которые будут необходимы в детском саду. Показывайте, что нужно делать, мягко направляйте, если пока не получается, повторяйте все движения вместе, отрабатывая их шаг за шагом.

Что должен уметь ребёнок к трём годам?

самостоятельно держать ложку, есть, не обливаясь;

умываться, мыть руки, пользоваться полотенцем, носовым платком;

по возможности самостоятельно одеваться и раздеваться;

ощущать позывы в туалет, уведомлять об этом взрослых, но желательно самостоятельно пользоваться горшком;

складывать на место игрушки, одежду.

Важность установления рутин и границ

Очень важен режим дня. Если у вашего двухлетки его нет, рекомендуем его организовать. В три года многие ребята начинают посещать детский сад, в котором довольно строгий распорядок, который нужно соблюдать. Дети с чётким режимом дня быстрее адаптируются в дошкольном учреждении.

Повторяющиеся задачи в течение дня вселяют в ребят уверенность и дарят ощущение стабильности. Поэтому так эффективны ритуалы, например, отхода ко сну.

Способы стимулирования самостоятельности и ответственности

2-3-летние дети обычно сами стремятся к самостоятельности, хотят быть как мама и папа, такими же взрослыми и сильными. Важно не упустить этот момент, не мешать и постоянно поощрять в малышах это желание.

Включайте их в домашние дела, устанавливая посильные задачи: вытереть пыль или капли воды на полу, насыпать сыр поверх пиццы и т.д. И неважно, что вы бы справились с этим быстрее и лучше. Похвалите ребёнка за старания, покажите, как вы рады его помощи!

Разрешите малышу самостоятельно выбирать одежду и надевать её, даже если это занимает больше времени. Лучше начать сборы раньше, чем торопить ребёнка или делать все задачи за него.

Распространённые проблемы развития в возрасте 2-3 лет

Все дети уникальны и развиваются с разной скоростью, но всё же есть некоторые общие черты, которые отмечаются на каждом возрастном этапе. Если вы их не видите и ощущаете беспокойство, обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.

Что не является нормой?

Малыш не смотрит в глаза, не указывает пальцем на желаемый предмет, плохо слышит или видит, не отвечает на вопросы, не говорит вообще или не использует сочетания из 2 слов в два года и из 3 слов в три.

Ребёнок не повторяет за взрослыми простые действия, не реагирует на просьбы, совершенно не увлечён сюжетными играми, не проявляет никакого интереса к другим детям, чрезмерно привязан к родителям или, напротив, эмоционально далёк.

Не умеет к двум годам бегать, подниматься или спускаться по лестнице даже с помощью взрослых, с большим трудом удерживает предметы руками.

Дети 2-3 лет очень активны, любознательны, они словно губки, впитывают массу новой информации извне. Очень важно в этом возрасте создать благодатную почву для их дальнейшего развития. Наблюдайте за интересами ребят, отвечайте на их вопросы, предлагайте правильные игры и занятия. Используйте это время с пользой, тогда долгожданные результаты не заставят себя ждать! А самый желаемый итог - счастливый и здоровый ребёнок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития (3-4 лет)...

Подборка развивающих игр для детей 6–7 лет

Ребёнку не так страшны большие дозы информации, как скука, однообразие и недостаток пищи для ума.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19977545","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 3-4 лет

Общеобразовательная программа «Развивающие игры», реализуемая в нашем детском саду,   имеет социально-педагогическую направленность и прдполагает общекультурный уровень освоения....

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет...