РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
рабочая программа (младшая группа) на тему

Варданян Евгения Фрунзиковна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

  УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

для детей с задержкой психического развития

(3-4 лет)

 

                                                                                        .

      Настоящая рабочая программа разработана на основе «Основной общеобразовательной программы  ДОУ компенсирующей направленности  с приоритетным осуществлением  деятельности по квалифицированной  коррекции недостатков в  физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья», включающая в себя  парциальные программы: «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» Борякова Н.Ю.,  «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада для детей с ОНР»Н.В. Нищева , методические разработки  Волчковой В.Н., Степановой Н.В.,Л.Г. Петерсон.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя – дефектолога по образовательной области «Познание», включающей в себя два раздела:

1.      Ознакомление с окружающим, включающее социализация.

2.     Формирование элементарных математических представлений, включающее сенсорное воспитание.

Каждый раздел содержит: учебно-тематический план неосредственно -образовательной  деятельности по периодам обучения, показатели развития детей к концу года, календарный  и перспективный планы работы.  

          Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей  младших дошкольников и спецификой ДОУ.

  Программа  рассчитана  на  один  год, для детей 3-4 лет. Может быть использована воспитателями коррекционных групп, учителями-дефектологами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 2»

Принят решением                                                                                 «Утверждаю»

педагогического совета ГДОУ № 2                                                 Заведующий ГДОУ № 2

протокол №______                                                                               ___________Н.А. Савран

от «____»_________20____г.                                                            от «____»________20___г.

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)  КОРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                     Рассчитана на  детей с ЗПР  3-4 лет.                            

 Срок  реализации 1 года

Учитель-дефектолог  

                                                                               Варданян Евгения Фрунзиковна

Г. НОВОМОСКОВСК

2014

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.  

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

         Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога с детьми  от 3 до 4 лет. 

Программа составлена в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании»,«Концепцией дошкольного воспитания»,«Приказом Министерства образовании и науки РФ» от 30.08.2013,

№1014, и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

  Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР; ведущих мотивов и потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка, на базе «Основной общеобразовательной программы  ДОУ компенсирующей направленности  с

приоритетным осуществлением  деятельности по квалифицированной  коррекции недостатков в  физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья» , включающая в себя  парциальные программы: «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» Борякова Н.Ю.,  «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада для детей с ОНР»Н.В. Нищева , методические разработки  Волчковой В.Н., Степановой Н.В.,Л.Г. Петерсон. 

      Цель программы. Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Становление нравственной ориентировки.
  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
  3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности.

Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

- Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. На наш взгляд, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.

-  Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития,  с опорой на ведущую деятельность  данного возраста. Для дошкольников это- предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

-  Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

  сентябрь

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета

1 октября – 15 мая

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

 

Количество занятий познавательной деятельности,  реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода   и соответствует  учебному плану.  В   младшей группе в  1 период - 16 занятий, 2 и 3 периоды - 22 занятия по 10 минут.

Программа включает два раздела:

  1. Ознакомление с окружающим, включающее социализация.
  2. Формирование элементарных математических представлений, включающее сенсорное воспитание.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или

иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

    Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

    Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

      В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт детей с ЗПР,   младшего дошкольного возраста; диагностические методики;  список средств обучения: учебно-наглядные пособия,  перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

 

Раздел программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»

Основная цель - обогащение, уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программа включает следующие темы:

1 Растения  

2.Животные и птицы

3.Знакомство с ближайшим окружением  

4.Развитие связной речи (умение рассказать об  увиденном).  

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Образовательные деятельности  должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в

природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве,   жизнью города ).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных в образовательных деятельностях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Образовательные  деятельности   по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Образовательная область /Познание/

Разделы программы

               младший возраст

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 занятие в неделю

 

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 период

2 период

3 период

Растения  

-

-

1

Животные и птицы

-

3

7

Знакомство с ближайшим окружением    

6

5

2

Развитие связной речи

2

2

1

Количество часов

8

11

11

Тематическое планирование  по разделу программы

 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в младшей группе  для детей с ЗПР 

I период (8 недель, 16 занятий)

 Октябрь

  1.  Моя семья.
  2.  Игрушки.
  3.  Я. Части тела и лица.

Ноябрь

  1.  Туалетные принадлежности.
  2. Одежда.  
  3.  Обувь.

                                    II период (11 недель, 22 занятия)

Декабрь

  1. Обувь. Зима.  
  2. Мебель.   
  3. Новый год. Ёлка.

Январь

  1.  Продукты питания.
  2. Посуда.  

Февраль

  1. Посуда.  
  2.  Домашние птицы.
  3.  Домашние животные.

III период (11 недель, 22 занятия)

Март

  1.  Мамин праздник.
  2. Дикие животные 
  3. Дикие птицы.

                                                          Апрель

1.Весна. Дикие животные  весной.

2. Транспорт.

                                                                     Май

  1.  Цветы.
  2. Насекомые.
  3.  Игры с водой и песком.

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны:

1.Социализация:

* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.

* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)

* Адекватно оценивать мимику окружающих.

* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.

* Называть собственное имя, отчество и фамилию.

* Различать имена и фамилии детей группы.

* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.

* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.

* Обращаться к старшим  на «ВЫ».

2.Окружающий мир:

 * Показывать и называть предметы одежды и обуви, некоторые их части  (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле. 

  *Различать, называть и обобщать домашних и диких животных, птиц.

  * Знать и обобщать грузовой и пассажирский транспорт.

  *  Знать название и значение  отдельных предметов посуды и мебели.

* Показывать и называть насекомых и цветы.

Раздел программы

«Развитие  математических представлений детей  с задержкой психического развития»

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами        дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Цель занятий  - формирование математических и  сенсорных представлений детей с ЗПР и  развитие психических процессов.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

  • Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
  • Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.
  • Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.
  • Учить различать свойства и качества предметов.  
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.
  • Создавать разнообразные условия для восприятия свойств и качеств  предметов.
  • Учить считать до3, различать понятия «один-много» « больше-меньше»  «столько же».

Программа состоит из нескольких разделов:

  1.  Количество и счет
  2. Геометрические фигуры
  3. Величина  предметов.
  4. Пространственные и временные представления.

Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики.  Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность   по разделу программы  «Развитие элементарных математических представлений». /Образовательная область /Познание/

Разделы программы

 Младший     возраст

Развитие   математических представлений

1занятие в неделю

 

Развитие   математических представлений

1 период

2 период

3 период

Количество и счет

 2

3

3

Величина предметов

1

2

2

Геометрические фигуры

1

2

2

Цвет предметов

4

2

2

Пространственные и временные понятия

-

2

2

Количество часов

 8

11

11

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны научиться:

* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального

назначения.

* Делить предметы по форме, величине,  цвету.

* Различать свойства и качества предметов.

* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

*Считать до трёх, сравнивать  группы предметов по количеству.

Диагностика определения уровня по ознакомлению с окружающим миром      детей с ЗПР младшей  группы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Родная природа»  

Задание 1.   Растения

Инструкция к проведению:  Предложить ребёнку узнать и назвать растения, изображённые на картинках. Задание: «посади» их туда, где они должны расти  (овощи, фрукты,   цветы).

Оборудование: набор картинок  

                             «Животные»

Задание 2 .     Дикие и домашние животные

Инструкции к проведению:  назови животных и их детёнышей. Это животное домашнее или дикое? Почему так думаешь?

Оборудование:  картинки с изображением животных и их детёныш

Задание 3,4 . Птицы,    насекомые.

Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением   птиц, насекомых. Где живут? Что едят? Как передвигаются?

Оборудование:  иллюстрации с изображением  птиц, насекомых

«Знакомство с ближайшим окружением»

Задание 5,6,7,8,9. Свойства и значения предмета, профессии людей , части тела человека, мебель, посуда, транспорт.

Инструкция к проведению:   выделения основных качеств и свойств предмета.

Оборудование : предметные картинки.

«Развитие навыка связной речи»

Задание 10. Составление рассказа по наводящим вопросам.

 Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается игрушка (кукла, собака, мяч). Взрослый просит ответить на вопросы(что это?).   Наводящие вопросы по описанию игрушки.

 Оборудование.игрушки

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

 Мир природы  (родная природа, растения, животные)

Низкий  . Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных. Интерес к природе ситуативный.

Средний . Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.

Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.

 Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение.  

Высокий. Ребенок самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и обобщает  предмет. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

Развитие навыка связной речи  

Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями.   В общение по своей инициативе не вступает.  

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает   сказки по вопросам, с помощью вопросов взрослого может  составить простейший описательный рассказ, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.        

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки   при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Диагностика определения уровня  развития детей с ЗПР по  математических представлений  младшей  группы.   

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Количество и счет»

Задание 1.  

Инструкция к проведению:   Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать по порядку от 1 до 3. Педагог предлагает ребенку отсчитать 3 игрушки.

 Оборудование:    игрушки

Задание 2.  

Инструкция к проведению:     педагог предлагает ребенку  сравнить две группы предметов, игрушек ( один-много, больше-меньше)

Оборудование: набор  мелких игрушек.  

Задание 3.  

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 2 игрушки, а на нижнюю —3. Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну?( столько же).

 Оборудование: карточка с 2-мя полосками, мелкие игрушки.

«Величина»

Задание 4.

Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку показать и назвать высокую и низкую елку, длинный - короткий карандаши, широкая — узкая ленты .

Оборудование:  карточки, на которых изображены высокая — низкая елки, длинный - короткий карандаши, широкая — узкая ленты.

 

 «Форма»

Задание 5.

Инструкция к проведению:   педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).  

 

 Задание 6 .

 Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку найти на картинках предметы, похожие на круг, на квадрат, на треугольник.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур, картинки с изображенными на них предметами такой же формы.

«Ориентировка в пространстве»

Задание 7 .

Инструкция к проведению:    педагог предлагает назвать месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади, вверх, вниз)

Оборудование:    лист, на котором  изображены различные предметы, сюжетные картинки(где спрятался мячик?)    

 

«Ориентировка во времени»

Задание 8 .

Инструкция к проведению:   разложить по порядку картинки и назвать правильно части суток(утро-ночь).

Оборудование:   Картинки с изображением частей суток (утро-ночь).    

Задание 9. Цвет.    

Инструкция к проведению:   использовать эталоны как общественно обозначенные свойства   предметов (цвет).   подбирать предметы по цвету.

Оборудование:   логические блоки Дьенеша.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

Действия с группами предметов

Низкий.    Не различает предметы по форме, размерам, самостоятельно  не умеет группировать предметы  по свойствам. С трудом  выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые) с незначительной помощью взрослого. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества.

Размер предметов

Низкий. Ребёнок называет  размер предметов,  группирует их. Затрудняется пояснять свои действия.

Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий. Не дифференцирует цвета и затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов, но путает.    

Высокий. Знает названия  основных цветов, классифицирует по цвету.

Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), но не  называет  предмет.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур с незначительной помощью взрослого, но затрудняется  в нахождении  предметов  похожих на геометрические тела.  

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.  Самостоятельно  находит  предметы  похожие на геометрические фигуры.  

Количество и счет

Низкий.  Не умеет считать  предметы в пределах 3.Допускает ошибки.  

Средний.  Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов.  С помощью взрослого уравнивает группы предметов.

Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет  уравнивать группы предметов.

Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения:утро-ночь,    пространственные: вверху – внизу. Не различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади).

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения:   утро-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади. С помощью взрослого различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа).

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова:   посередине, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу,  далеко - близко; временные отношения:   утро-ночь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога  по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию....

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год

Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...