Консультация для родителей «Шахматы -средство интеллектуального развития дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Торгашова Любовь Викторовна

Идея испозования игры в шахматы в формировании развития интелекта у детей научно и практически давно апробирована и.так или иначе. реализуется во многих странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_shahmaty.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска

детский сад № 56 «Северяночка»

Шахматы - средство интеллектуального развития дошкольников»

Автор: Торгашова Л.В.

Г. Нижневартовск 2024

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

-дифференцированное восприятие (способность в целостном предмете видеть детали или выделение фигуры из общего фона);

  • аналитическое мышление (способность увидеть связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

. Задача педагога – найти формы и методы, способствующие развитию интеллекта детей. Таким важным средством развития интеллектуального мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

  1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
  2.  Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Развитие интеллекта ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:

  • Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
  • Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
  • Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

На        начальном        этапе        работы        преобладают игровой, наглядный и практический методы. Они применяется:

  • При знакомстве с шахматными фигурами.
  • При изучении шахматной доски.
  • При обучении правилам игры;

Словесный метод (объяснение, пояснение, показ, беседа, чтение, рассказ, поэтическое слово) даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод (сюрпризные моменты, игровая мотивация, проблемные ситуации, инсценировка) предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Практический: упражнение, тренинг, решение задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:

  • учебные занятия;
  • организацию совместной деятельности с детьми;
  • предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.

Основные формы и средства обучения:

Совместная деятельность, подгрупповые занятия: теоретические занятия, экскурсии, соревнования, конкурсы, шахматные турниры, эстафеты.

Самостоятельная деятельность: игровая (игры с правилами, дидактические игры и задания), речевая (объяснения, рассуждения, аргументация), театрализованная (постановка сказок, шахматных историй), изобразительная (рисование, лепка), интеллектуальная (решение задач).

Индивидуальные занятия: игровая (игры с правилами), речевая (объяснения, рассуждения, заучивание стихотворений, придумывание загадок), трудовая (изготовление пособий, атрибутов), интеллектуальная (решение задач).

Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Эффективным является: переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную; еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.

Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат.

В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие ...

Консультация для педагогов «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»...