Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (подготовительная группа) по теме

Соколова Елена Станиславовна

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга (Г.Н. Волков). Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

игры по сюжетам русских народных сказок как средство интеллектуального развития дошкольников

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга (Г.Н. Волков). Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Такие особенности сказок, как оптимизм, образность, забавность, дидактизм, позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Неоценимо значение сказок в процессе формирования элементарных математических представлений. Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Например, дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребёнок прибегает как к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая репка / маленькая репка). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины.

На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. Вначале репку тянул один дед, или, например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно справиться с этой работой. Понять сказку и ответить на любимый взрослыми вопрос, который является кульминационным «Кто же вытянул репку?» - можно только в том случае, если дети владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько» и т.п.

Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

При ознакомлении со сказкой «Лиса и заяц» целесообразно задать вопросы: «Сколько зверей пыталось помочь зайцу? Кто первый пришёл на помощь? Каким по счёту был петух?». Обсуждая сказку «Волк и семеро козлят», дети отвечают на математические вопросы: «Каких героев по одному? (волк, коза), а сколько козлят?» (Семь). «Сколько козлят съел волк, если один спрятался?» (Шесть).

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т.д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Например: «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».

По сказке «Гуси лебеди» можно составить такую задачу: Жили мужик да баба. У них были дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора. Будь умницей — мы купим тебе платочек и по два пряника тебе и брату.

Можно задать такой вопрос: «Сколько пряников купит мать детям?»

Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать составить вопросы к ним. Например: «Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Сначала дед бил, бил не разбил. Потом баба била, била не разбила». Работая над данным текстом, ребенок может придумать следующий вопрос: «Сколько всего человек били и не разбили яичко?»

Или: «Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытащить не может. Позвал дед бабку, а за бабкой внучку». Составляя задачу, дети могут вопрос: «Сколько человек стало тянуть репку?».

Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Игра-викторина для старших дошкольников "Путешествие по сказкам"(по сюжетам русских народных сказок)

Чтение и рассказывание сказок прививает детям любовь к книге, развивает сообразительность и смекалку, логическое мышление, учит различать добро и зло....

Картотека пальчиковой гимнастики и физ.минуток по сюжетам русских народных сказок

Картотека гимнастик по сюжетам русских народных сказок...

Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников"...

Картотека русских народных сказок (как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников)

Картотека русских народных сказок(как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников)...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация    для воспитателей "Развивающие игры   В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"   Игровая деятельность являетс...