Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Соколова Елена Станиславовна

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга (Г.Н. Волков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

русские народные сказки как средство интеллектуального развития дошкольников

Е.С. Соколова

ГБДОУ №34 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

Тенденции развития современной теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам (Н.Я. Короткова, Н.Б. Крылова) Дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях совместной деятельности взрослого и ребенка, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развитие у дошкольника субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности (В.И. Логинова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Л.М. Кларина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).

Для реализации идеи субъектности ребенка-дошкольника, по мнению Н.А. Коротковой, необходимо пересмотреть устоявшееся в современной дошкольной педагогике разделение на игру и учебные занятия. Н.А. Короткова отмечает, что такое разделение приводит к нарушению целостности образовательного процесса и предлагает структуру: игра и родственные ей виды деятельности. В качестве родственных видов деятельности выступают продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность.

Такое построение образовательного процесса влечет за собой смену позиций педагога и ребенка в процессе взаимодействия. На занятиях воспитатель и воспитанники занимают партнерские позиции, которые подразумевают взаимное уважение, открытость друг другу. Следовательно, ребенок будет чувствовать себя свободно, на равных (как со сверстниками в игре). Свобода способствует развитию активности, самостоятельности, умения принимать решения, опираясь на имеющиеся знания и умения. Дошкольник не боится, что его действия будут расценены как неправильные. Положительный настрой ведет к эмоциональному комфорту во время занятий.

Отличительной особенностью партнерских отношений между педагогом и детьми является форма организации занятия: это «круглый стол», где все участники видят друг друга, в отличие от традиционной рассадки за партами, где воспитатель также сидит за столом. «Круглый стол» позволяет объединить детей на ковре, вокруг нескольких столов с рабочими материалами. Такая организация позволяет детям свободно передвигаться в ходе занятия, педагог также имеет возможность помочь подгруппе детей, испытывающих сложности при выполнении задания. Участники могут задавать друг другу вопросы, так как они все в поле зрения.

Необходимо отметить, что организация детей на такого рода занятиях также является гибкой – дети, которые не проявляют интереса к занятию, имеют возможность заняться любимым делом, не мешая остальным.

Приглашая детей на занятие, воспитатель использует фразы типа: «Давайте сегодня…», «Кто хочет – присоединяйтесь, устраивайтесь поудобнее…».

 Партнерская позиция предполагает подбор вариативного содержания и способов выполнения заданий. Дети легко могут разделиться на «кружки по интересам» при выполнении различных заданий.

Партнерская форма организации занятия предполагает «открытый конец», т.е. каждый ребенок в праве двигаться в своем темпе, завершить процесс тогда, когда посчитает нужным. Дети учатся планировать и отслеживать, на начальных этапах с помощью взрослого, результат своей деятельности.

Современный образовательный процесс строится на определенном содержании, близком и интересном воспитанникам. Рассмотрим один из содержательных аспектов реализации субъект-субъектного взаимодействия.

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга (Г.Н. Волков). Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Такие особенности сказок, как оптимизм, образность, забавность, дидактизм, позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (Р.Л. Непомнящая).

Учёные обращают внимание на качественные изменения в формах познавательной активности ребёнка в процессе овладения основами математики (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, А.А. Столяр и др.).

Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка - дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Это возможно только в процессе постоянного познания окружающего мира и способов взаимодействия с ним.

Неоценимо значение сказок в процессе формирования элементарных математических представлений. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина и др.) неоднократно говорили о возможностях фольклора, о его педагогическом и дидактическом потенциале.

Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Например, дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребёнок прибегает как к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая репка / маленькая репка). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т.п.

На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. Вначале репку тянул один дед, или, например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно справиться с этой работой. Понять сказку и ответить на любимый взрослыми вопрос, который является кульминационным «Кто же вытянул репку?» - можно только в том случае, если дети владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько» и т.п.

Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

При ознакомлении со сказкой «Лиса и заяц» целесообразно задать вопросы: «Сколько зверей пыталось помочь зайцу? Кто первый пришёл на помощь? Каким по счёту был петух?». Обсуждая сказку «Волк и семеро козлят», дети отвечают на математические вопросы: «Каких героев по одному? (волк, коза), а сколько козлят?» (Семь). «Сколько козлят съел волк, если один спрятался?» (Шесть).

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т.д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Например: «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».

По сказке «Гуси лебеди» можно составить такую задачу: Жили мужик да баба. У них были дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора. Будь умницей — мы купим тебе платочек и по два пряника тебе и брату.

Можно задать такой вопрос: «Сколько пряников купит мать детям?»

Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать составить вопросы к ним. Например: «Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Сначала дед бил, бил не разбил. Потом баба била, била не разбила». Работая над данным текстом, ребенок может придумать следующий вопрос: «Сколько всего человек били и не разбили яичко?»

Или: «Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытащить не может. Позвал дед бабку, а за бабкой внучку». Составляя задачу, дети могут вопрос: «Сколько человек стало тянуть репку?».

Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

С помощью сказок можно познакомить детей с цифрами. Например: Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 3, с цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки, три кровати, три подушки и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте можно использовать математические настольные игры по сюжетам русских сказок, с помощью которых дети закрепят навыки счёта в пределах десяти, а также выполнят действия на сложение и вычитание.

Влияние фольклора, художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений (А.В. Белошистая).

Таким образом, для развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития дошкольников в процессе обучения целесообразно использование русских народных сказок. Они с помощью образных средств делают математический материал для детей более понятным и доступным, открывают и объясняют ребёнку особенности различных свойств и отношений. Дети быстрее приобретают навыки счёта, усваивают геометрические понятия, представления о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках. Организация обучения через сказку, драматизацию по мотивам русских народных сказок поддерживает интерес ребенка к математике. Важно отметить, что возрастает активность в освоении предметной области, демонстрации собственных достижений обучения, что позволяет детям обрести субъектную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....