"Игра-средство всестороннего развития ребенка"
консультация (младшая, средняя группа)

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка,

его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Тема:  «Игра- средство всестороннего развития ребенка»

    В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные  социальные функции.

    Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

    Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является  наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.                                                                                        Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные   с сюжетом игры, ее правилами.                              Чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра, у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами ( дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Воспитатели всегда находят верные методы воздействия на развитие содержания игры с учетом ее специфики и возрастных особенностей детей. Перед специалистами так же стоит задача изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей, являясь той формой  организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях  которой педагог мог, применяя различные методы, формировать личность ребенка.

   Методы руководства  игрой в разных возрастных группах различны. В раннем и младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом, создавая игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, используя метод прямого влияния. Одновременно оказывать  опосредованное воздействие, но не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т.д.                                                                                                      Чем старше дети, тем более многоплановыми становятся методы формирования игры и взаимоотношений детей, применяемые педагогом. Продолжают использоваться методы прямого руководства. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а  воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. Так постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив.                        Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра- наиболее доступный ребенку вид деятельности, подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

       В практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми». Первое  название является наиболее точным, так как сюжет и роли имеются во многих играх с правилами.                                                                            Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых и т.д.), по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые и др.), по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры- драматизации).                                             При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты- дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит  под руководством взрослого, которое направленно на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

       Игры с правилами имеют другое назначение, они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном счете она направлена  также на решение основных воспитательных задач.                     Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы- подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени  условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение ( развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.                                                                                        Отличие между играми  с правилами и творческими заключается в следующем- в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами главное- решение задачи, выполнение правил.                                         Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.                           Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и т.д.                                                                     Делаем выводы- игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

       Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: « В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной  деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития.

Используемая литература:

Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре»  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

«ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей ...

Игра - средство всестороннего развития ребенка

Доклад о влиянии игры на развитие ребенка...

Выступление на тему: «Игра- средство всестороннего развития ребенка»

Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым...