Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика»
методическая разработка

Кожевникова Ольга Леонидовна

Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки родного языка, нужно чтобы его губы, язык были гибкими и подвижными. В этом может помочь артикуляционная гимнастика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Артикуляционная гимнастика»

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросу развития правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики

Задачи:

1. Показать значение артикуляционной  гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения;

2. Познакомить родителей с комплексами основных артикуляционных  упражнений;

3. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной  гимнастики в домашних условиях;

4. Установить доверительные отношения с родителями;

5. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

6. Способствовать сплочению родительского коллектива

Материал и оборудование: презентация, настольные зеркала по количеству участников, буклеты для родителей

Ход практикума:

1. Приветствие

-Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме «Артикуляционная гимнастика»

- Предлагаю вам представиться друг другу, мы будем передавать друг другу смайлик и называть свое имя и отчество.

2. Теоретическая часть

- Сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике: что это такое, для чего она нужна, и как ее правильно выполнять.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти речевые органы состоят из мышц, которые просто  необходимо тренировать.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.  

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1.Подготовить  артикуляционный  аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков

Чем раньше  родители  с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у него появляются звуки родного языка, даже такие трудные как Ш, Р, Л.

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен сидеть напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения языка и губ выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 

3. Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Родители под руководством педагога выполняют артикуляционные упражнения.

«Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке

Улыбнуться, зубы не видны. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до пяти.

«Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, показывая сомкнутые зубы

Улыбнуться, показать зубки. Удерживать такое положение под счет от одного до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

«Часики»

Цель: вырабатывать умение двигать языком вправо-влево

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

«Почистим зубки»

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Чашечка»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки.

«Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

«Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Это лишь некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Важно понять принцип выполнения упражнений.

Кроме этого, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу его выполнять. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься вверх»).

Можно сопровождать гимнастику  сказкой или стихотворением. Например, сказка о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь - это губы. Давай её откроем («Улыбка»).

Вторая дверь - это зубы. Откроем и её («Заборчик»), заборчик открывается.

Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка («Лопаточка»).

Наконец он проснулся, высунулся на улицу («Лопаточка»).

Посмотрел направо, потом налево («Часики»).

Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться («Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься («Лошадка»).

Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы («Заборчик»), а затем первую - губы («Улыбка»).

Таким образом, эти простые упражнения можно использовать дома с ребенком, они способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, делает речь четче и выразительнее.

4. Рефлексия «Солнышко»

- В заключении нашего практикума я предлагаю вам подумать, был ли он вам полезен, узнали ли вы что-то нужное и интересное для занятий дома с ребенком, или вы не получили никаких знаний и зря потратили свое время. Оцените практикум с помощью лучиков от солнышка.

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

        - желтого цвета – мне очень понравился практикум,  я получила много интересной информации;

        - голубого цвета – практикум не интересный, не было никакой полезной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности...