Консультации для родителей
методическая разработка

Маркелова Софья Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классическая музыка для детей — ваш большой помощник в воспитании ребенка

Музыкальное воспитание ребенка - неотъемлемая часть процесса воспитания в общем. Речь идет не только о развитии музыкального слуха. Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, помогает привить ему хороший вкус и чувство прекрасного. Особая роль в музыкальном воспитании ребенка отведена классической музыке. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков.

Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь четкий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.

Дети до трех лет, возможно, еще не умеют четко воспринимать мелодию, но они уже различают разницу в звучании звуков. Поэтому уже в таком возрасте можно давать ребенку слушать мелодичные композиции. Музыку стоит выбирать в зависимости от времени суток. Днем, когда ребенок активен, можно ставить ритмичные композиции Моцарта, «Шутку» Баха. А перед сном — медленные, расслабляющие мелодии: ноктюрны Глинки, «Лунную сонату» Бетховена, отрывки из сюиты «Пер Гюнт» Грига. В этом возрасте ребенку лучше не давать слушать грустные, тревожные минорные мелодии.

В возрасте четырех лет нужно уделять слушанию музыки больше времени. Ребенок уже способен учиться слушать музыку осмысленно, улавливать ритм, темп, выделять в звучании отдельные инструменты. На этом этапе уже можно объяснить ребенку, что такое «мажор» и «минор», и проиллюстрировать примерами. В качестве минорного произведения подойдет, скажем, «Первая утрата» Шумана, а в качестве мажорного — «Итальянская полька» Рахманинова.

В возрасте 5-6 лет можно расширять музыкальный репертуар, предназначенный вашему ребенку для прослушивания. В этом возрасте классическая музыка для детей должна быть разнообразной. Старайтесь выбирать музыку, соответствующую эмоциональному настроению ребенка. В этом возрасте уже можно пробовать начинать музыкотерапию, корректируя при необходимости эмоциональное состояние ребенка при помощи классической музыки. Какие именно композиции стоит давать послушать в конкретных случаях?

Консультация от музыкального руководителя

Маркеловой Софьи Владимировны


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

«Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на

музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается

проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры,  составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни.

В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии,

проявляют в полной мере свои способности.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и

общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает

музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления

детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор.

Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность

для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить,

бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они

очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы

можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в

детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие.

Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры:

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи,

после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький

– тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, по хрюкать.

Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в

ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или

фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при

помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый

прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по

услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно

угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого

больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы

станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести

себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле.

И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений

остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.



Предварительный просмотр:

Слушаем музыку в подготовительной группе

Консультация музыкального руководителя для родителей

На седьмом году жизни дети приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, то есть обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. 

Шести-, семилетние дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки, выявлять комплекс средств музыкальной выразительности. У большинства из них в этот период интенсивно развиваются музыкальное воображение и мышление. Они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями.

Дети способны анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами. Таким образом, складывается определенная последовательность музыкальных тем:

· Жанр и характер произведения (какие чувства передает музыка?)

· Программность и изобразительность (о чем рассказывает музыка?)

· Художественный образ и средства выразительности (как рассказывает музыка?)

Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.

Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему ребенку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни  не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.

4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

6. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

7. Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических произведений. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою «музыкальную картинку».

Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать. 



Предварительный просмотр:

Слушаем музыку в средней группе

Консультация музыкального руководителя в средней группе

Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей пятого года жизни по-прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной), причем дети любят слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара. 

У ребенка 4-5 лет формируется элементарный навык слуховой культуры – воспринимать музыку, дослушивать ее до конца. Это помогает понять общий характер, настроение пьесы, ее выразительные средства. Появляются первые аргументированные эстетические оценки музыки и осознанное избирательное отношение к ней.

Ребенок этого возраста способен сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей его собственному опыту. Он легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений. Представления о том, что музыка «рассказывает» о чем-то новом, волнующем, вызывают у ребенка интерес, желание прислушиваться к ее звучанию. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш). Важно, чтобы дети слушали музыку осознанно.

Поскольку в этот период интерес ребенка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.

Как же слушать музыку дома?

Заранее приготовьте музыку, которую вы будете слушать. Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания. Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие пьесы.

Внимание ребенка этого возраста к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1,5 - 2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 7-10 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной.

Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрация, без которой  маленький слушатель не может представить себе описанные в песне события. Иллюстрация все еще нужна для качественного восприятия характера и содержания произведения. Также используем и речевой материал: стихи, загадки.

Чтобы не снижать интерес детей к музыке, необходимо многократно повторять произведение.

После прослушивания спросите, понравилась ли им музыка, о чем в ней рассказывалось.

Поиграйте с детьми в игру "Что делают дети?" Под музыку дети выполняют движения: маршируют, танцуют, "спят".



Предварительный просмотр:

Слушаем музыку в старшей группе

Консультация музыкального руководителя для родителей

На шестом году жизни слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для детей. В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни и при слушании музыки дети опираются на достаточный запас жизненных впечатлений, на знакомые ему внемузыкальные компоненты; эмоционально реагируют на музыкальное произведение.

Большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки. Дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать  форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.

Развитие умственных способностей влияет на формирование музыкального мышления ребенка. Он способен к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, может сравнивать, обобщать некоторые из них по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т.п.)

В основе программы по слушанию музыки в старшей группе лежат три основные темы:

«Какие чувства передает музыка?»

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки. Дети знакомятся с различным характером произведений, жанрами музыки. Расширяется словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая).

«О чем рассказывает музыка?»

Дети знакомятся с изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.

«Как рассказывает музыка?»

Дети знакомятся с развитием художественных образов и средствами выразительности – музыка имеет свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.

Дадим некоторые советы, как слушать музыку дома

1. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.

2. Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.

3. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.

4.  Во время слушания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская их виду.

5. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.

6. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.

 7. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, использованием художественного слова (стихов, загадок), помогающих ребенку понять и запомнить музыку.



Предварительный просмотр:

Слушаем музыку в младшей группе

Консультация музыкального руководителя для родителей

На четвертом году жизни ребенка интенсивно формируются основы его личности. Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение до конца, то есть обладает элементарными основами культуры слушания музыки. Однако необходимо помнить, что пока еще произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по-прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.

В этом возрасте у детей уже есть небольшой опыт слушания музыки. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении их музыкальной памяти.

Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они воспринимают музыку в целом, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер.

Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру. Поиграйте с ребенком: можно дать ребенку куклу и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать под нее куклу. Когда звучит веселая музыка – пусть покажет, как кукла пляшет.

Ребенок растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, малыши обычно так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Например, предложите ребенку послушать музыкальную "Шуточку".

После прослушивания спросите, какая была музыка? Ребенок обязательно ответит: веселая! Если затрудняется с ответом, уточните: грустная или веселая? После ответа ребенка продолжайте - шутливая, игривая, озорная, смешная, забавная. 

Выбор произведений для развития восприятия музыки — очень ответственный момент. Чтобы музыкально-слуховое восприятие развивалось, музыка должна быть интересной ребенку, яркой, художественной, запоминающейся. Слушайте с ребенком классическую, народную музыку, песни детских композиторов.

Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, использованием игрушек, стихов, загадок, помогающих ребенку понять и запомнить музыку. 

Внимание ребенка этого возраста к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 6-8 минут. Стремитесь к тому, чтобы общение с музыкальным произведением вызывало у ребенка только положительные эмоции. Если малыш устал или у него плохое настроение, и он не хочет слушать музыку, сразу же переключите его на что-либо другое.

Есть правила, которые должна соблюдать каждая мама независимо от своих музыкальных пристрастий. Самое главное из них — помнить, что приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...