Консультация на тему : «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»
консультация (младшая группа)

Квасова Зиля Халиловна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?

 

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ.

 

Цель: дать представление родителям о благополучном и неблагополучном речевом развитии ребёнка, помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию речи.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития в норме и при отклонении;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленные на развитие речи.

 

 

Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 - 1 года до 3 - 4 лет.

 

К 3-4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 - 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты азов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».

 

Признаки благополучного развития речи:

 

Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;

 

У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;

 

Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

 

Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;

 

Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;

 

Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;

 

Признаки неблагополучного развития речи;

 

Ребёнок развивается с задержкой;

 

Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;

 

У ребёнка есть неврологические заболевания;

 

Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;

Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;

 

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);

Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

 

Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;

 

Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;

 

Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!

 

 

 

ПОЧЕМУ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

 

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи: несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; недостаточность сенсомоторнои или неврологической базы речи ребёнка;

 

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

 

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.

 

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

 

Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

 

Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

 

Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

 

Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.

 

Основными задачами коррекционной работы с «безречевыми детьми» (или «всё понимает, но не говорит») являются: развитие мотивационной основы речевой деятельности;

формирование имитативных способностей.

 

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

 

Мотивация – побудительная причина, повод к какому - либо действию, поступку.

 

Имитация — подражание, способность воспроизводить речь.

 

Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

 

Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:

 

- создайте доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться;

- возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, и организуйте простейшую игру;

- сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями;

- попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!

 

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «скажи», «повтори»!

 

Общаясь с ребёнком, проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

 

Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

 

Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производится оречевляемые действия.

 

Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша.

 

Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов.

 

Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5-10 слов. Работа проводится аналогично.

 

Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.

Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.

 

Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью.

 

Основная задача этого этапа - научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.

 

Включайте постепенно в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию.

 

Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи.

 

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.

 

Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 - 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.

 

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

 

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру «0».

 

 

 

 

Утверждение

 

Баллы

1

У членов нашей семьи есть недостатки произношения

 

 

2

Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года

 

 

3

Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пишу (морковь, яблоко и др.)

 

 

4

Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке

 

5

Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит

 

6

Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать

 

7

Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо)

 

8

У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова

 

9

Малышу с трудом удаётся заучивать стихи

 

10

Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону

 

11

Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы

 

12

В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко.)

 

13

Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки

 

14

Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

 

15

Наш ребёнок заикается

 

16

Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш

 

17

Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль

 

 

Общее количество баллов:

Если Вы набрали от 0 до 4 -у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9-рекомендуем проконсультироваться у логопеда.

От 10 и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

 

10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1.  Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

2.  Используйте короткие слова, простые и понятные!

3.  Не говорите слишком быстро!

4.  Проговаривайте вслух все, что Вы делаете!

5.  Читайте ребёнку книги!

6.  Ограничивайте просмотр телевизора!

7.  Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

8.  Поощряйте двигательную активность ребёнка!

9.  Развивайте мелкую моторику!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

 

 

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.chto_delat_esli_vash_rebenok_ne_govorit.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Консультация по теме:

                «Что делать, если ваш

ребенок не говорит?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ.

Цель: дать представление родителям о благополучном и неблагополучном речевом развитии ребёнка, помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию речи.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития в норме и при отклонении;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленные на развитие речи.

Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 - 1 года до 3 - 4 лет.

К 3-4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 - 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты азов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».

Признаки благополучного развития речи:

Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;

У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;

Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;

Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;

Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;

Признаки неблагополучного развития речи;

Ребёнок развивается с задержкой;

Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;

У ребёнка есть неврологические заболевания;

Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;

Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);

Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;

Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;

Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!

ПОЧЕМУ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи: несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; недостаточность сенсомоторнои или неврологической базы речи ребёнка;

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.

Основными задачами коррекционной работы с «безречевыми детьми» (или «всё понимает, но не говорит») являются: развитие мотивационной основы речевой деятельности;

формирование имитативных способностей.

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Мотивация – побудительная причина, повод к какому - либо действию, поступку.

Имитация — подражание, способность воспроизводить речь.

Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:

- создайте доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться;

- возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, и организуйте простейшую игру;

- сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями;

- попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «скажи», «повтори»!

Общаясь с ребёнком, проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производится оречевляемые действия.

Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша.

Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов.

Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5-10 слов. Работа проводится аналогично.

Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.

Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.

Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью.

Основная задача этого этапа - научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.

Включайте постепенно в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию.

Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи.

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.

Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 - 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру «0».

Утверждение

Баллы

1

У членов нашей семьи есть недостатки произношения

2

Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года

3

Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пишу (морковь, яблоко и др.)

4

Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке

5

Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит

6

Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать

7

Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо)

8

У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова

9

Малышу с трудом удаётся заучивать стихи

10

Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону

11

Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы

12

В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко.)

13

Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки

14

Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

15

Наш ребёнок заикается

16

Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш

17

Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль

Общее количество баллов:

Если Вы набрали от 0 до 4 -у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9-рекомендуем проконсультироваться у логопеда.

От 10 и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

  1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
  2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
  3. Не говорите слишком быстро!
  4. Проговаривайте вслух все, что Вы делаете!
  5. Читайте ребёнку книги!
  6. Ограничивайте просмотр телевизора!
  7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
  8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
  9. Развивайте мелкую моторику!

10.        Исключите любые чрезмерные требования!

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».

Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....

Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"

Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...

Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"

Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"...

Консультация на тему "Что делать, если ребенок не кушает в детском саду?"

Причины отказа детей от еды, помощь ребенку в устранении проблемы питания в детском саду....

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребенок сквернословит?»

      Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей....

Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"

Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ваш ребенок не  говорит?"...