Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически. На первый взгляд кажется, что «вредные привычки» бывают только у взрослых. Но, к сожалению, они встречаются и у детей. Как избавить ребенка от вредной привычки? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста

Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически. На первый взгляд кажется, что «вредные привычки» бывают только у взрослых. Но, к сожалению, они встречаются и у детей. Как избавить ребенка от вредной привычки? - один из самых часто задаваемых вопросов, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Существует мнение, что методы "прекрати немедленно", "фу, как некрасиво" относятся к психологически устаревшим и мало эффективным методам. Стоит искать новые. Давайте это делать вместе. Давайте вместе вспоминать, какими бывают вредные привычки. Заодно вспомним и про свои. Ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием), сосание верхней, нижней губы, откусывание (касание) губ, наматывание, накручивание волос на палец (иногда и с последующим их выдергиванием), подергивание края уха, бровей и ресниц. А также "гастрономическая" тяга к одеялу, простыням, карандашам и ручкам, привычка жевать волосы, края кофточки, и вообще всего, что "вкусно" - того же поля ягоды. Давайте только сразу обозначим, что у маленьких (грудных) деток сосание пальца - абсолютно нормальное явление, и ни в коем случае не нужно кидаться на борьбу с сосанием пальцев. Детские привычки-вредины, кстати, нередко остаются "на память" на всю жизнь. Немало знаю взрослых людей, которые обгладывают пальцы рук так, что ногти перестают расти, буквально съедают внутреннюю часть нижней губы, постоянно теребят сережки в ушах, и делают много всего того, что не вписывается в рамки хороших манер. Так что сегодняшняя тема не только про детей. Природа происхождения вредных привычек Все "вредные привычки", проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой одну основу - это способ снятия внутреннего нервного напряжения. Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Снова во всем виноваты родители? Мол, недокормили, недогладили, недоласкали и пр. Да нет, любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать "своим методом". Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему. Эти некоторые рекомендации помогут Вам на пути по искоренению вредных привычек у детей дошкольного возраста. Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать ребёнку эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете только усиливать ее. Более того, если вы бьете по рукам, мажете пальцы горчицей — у малыша усиливается внутреннее напряжение. И даже если вам удастся таким способом погасить одну привычку, очень скоро в быту ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит. Что поможет?

1. Самое главное (и самое сложное) — понять, что символизирует эта привычка, недостаток чего она замещает, что она дает ребенку (чаще это успокоение, выражение злости, привлечения внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом, не удовлетворял эту потребность дурной привычкой.

2. Попробуйте уделять ребенку больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запрещенные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

4. Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение — тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки — это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не сдержать ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться, научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствие от каких-то других вещей, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.

Необходимы, прежде всего, профилактические меры. Эта работа эффективна уже в дошкольном возрасте.

Усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам.

При проведении профилактической работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление психоактивных веществ.

Профилактические меры должны быть нацелены на формирование потребности в здоровом образе жизни не только у детей, но и у родителей, а так же на формирование необходимых навыков сопротивления социальному давлению.

Огромную роль в формировании положительных привычек ребенка играет семья. Основное в профилактике многих вредных привычек у детей - установление дружелюбной атмосферы в семье. Поэтому самое главное:

  • Необходимо с раннего детства научить ребенка выбирать нужное из огромной массы предметов потребления (в том числе и культурного).

  • Необходимо с раннего детства не только побуждать ребенка к усвоению знаний, но и вырабатывать у него организованное мышление, способность приводить в систему обрушивающейся на него поток информации и предложений в зависимости от их ценности.

  • Необходимо с раннего детства развивать умение и желание творчески подходить к жизни, с тем, чтобы каждый человек находил в самовыражении неиссякаемый источник радости и мог избежать скуки коммерческих развлечений.

Если у ребенка в семье воспитана самостоятельность и чувство ответственности, то мысль «делать, как и другие» даже не придет ему в голову.

Задумайтесь над высказыванием известного писателя Н.И. Новикова: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой из них не впечатляется глубже и твёрже примера родителей».

Уважаемые родители!

Предлагаем вам рекомендации по профилактике вредных привычек:

  • Уделяйте детям больше внимания и ласки, ведь здоровье вашего ребёнка в ваших руках!

  • Не злоупотребляйте алкоголем, наркотиками, курением сами!

  • Отношения с ребенком необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он должен точно знать, как вы отнесетесь к тому или иному его поступку и что предпримите в ответ.

  • Вы должны быть исключительно правдивы с ребенком. Если он знает, чувствует, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

  • Постарайтесь научить ребёнка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены, он обязан понимать, что осуществление его желаний происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями.

  • Не отмахивайтесь от ребёнка, а объясняйте проблему на примерах других, отвечайте на вопросы в корректной форме.

  • Гуляйте с ребёнком вместе и контролируйте, если отпускаете его одного.

  • Ведите здоровый образ жизни: чаще гуляйте с ребенком, занимайтесь спортом, выезжайте на природу.

  • Активно участвуйте в жизни ребенка, соблюдайте семейные традиции.

  • Объясните ребёнку, как вести себя, если его остановили сотрудники правоохранительных органов для проверки: сохранять спокойствие, не сопротивляться, быть вежливым, выполнять действия сотрудника. Если ребёнок несовершеннолетний, то ему нужно вежливо попросить связаться с родителями.

  • Будьте внимательными, Вы можете увидеть изменения в поведении своего ребёнка.

В условиях, когда велико влияние различных негативных факторов –основная роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни и профилактики вредных привычек принадлежит вам!

Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

О вредных привычках у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей. Профилактика вредных привычек у детей раннего возраста

Сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец - все эти привычки становятся опасными и вредными, если они не исчезли вовремя, а задержались, сковы­вая ребенка, тормозя его на бол...

"ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Вредные привычки детейВредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.бессо...

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

В данной статье поднимается проблема психологического состояния детей с нарушением речи, которые имеют вредные привычки, что препятствует нормальной коррекционной работе учителя-логопеда....

Возникновение вредных привычек у детей дошкольного возраста

Причин возникновения вредных привычек у детей множество, и сопровождаются они, как правило, недостатком внимания к ребенку со стороны родителей. Необходимо обязательно обсуждать вредные привычки с сам...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

        B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к н...