Родительское собрание в младшей группе «Влияние игрушек на развитие детей»
материал

Катанаева Елена Владимировна

Материал предназначен для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igrushek.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе

«Влияние игрушек на развитие детей»

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

2. Основная часть

Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их на развитие наших детей. Послушайте высказывания известных педагогов:

Слайд 2  «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»  Сухомлинский Василий Александрович

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет»  Макаренко Антон Семенович

Если говорить о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпрепровождение малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить! Как можно раньше научить – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая!

Современные родители забывают, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Слайд 3 Значение игры в формировании личности ребенка:

- По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок.

- Именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира.

- Все естественные потребности у ребенка: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы), могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.

- Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка.

- В игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.

        Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Первые игрушки делали из соломы. 

А теперь давайте поиграем. На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.

Игра с мячом.

 1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?

5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?

9. Какие  игрушки любимые у ребенка?

10. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа? 

А теперь мы познакомим Вас с играми, в которые мы играем в детском саду:

  Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения  знаний  и для развития  наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные игры – с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.

 Музыкальные игры - погремушки, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания,  слуха.

 Театральные игры - куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

 Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.

- Давайте задумаемся, во что играют наши дети?... Какие игрушки мы им покупаем? 

Современные детские магазины завалены множеством игрушек. Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Родители покупают чаще всего, не задумываясь о последствиях. Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он выполнит то-то и то-то». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. Плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка, формирующая страхи, тревожность, агрессию. Она транслирует негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание.

Основными признаками антиигрушки является:

  • Точная копия предмета, уменьшенная модель, которая не несет творческого начала.
  • Абстрактные, не встречающиеся в природе объекты или предметы, которые формируют искаженное восприятие окружающего мира.
  • Механизированные игрушки,  которые управляют действиями ребенка.
  • Монстроподобные игрушки, негативно влияющие на сознание ребенка.

Антиигрушка транслирует негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание.

  • Страшные игрушки (киборги, монстры, куклы с искаженными лицами, агрессивные супергерои)

Монстры в детской субкультуре «вырастают, как грибы после дождя». Хагги Вагги, совсем молод. Это герой, созданный для компьютерной игры в жанре ужасов с элементами говололомки в октябре 2021 года. По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что-то сломалось. Вторая версия – это работник фабрики игрушек, над которыми ставили жестокие эксперименты, в результате чего, он стал таким кровожадным зубастиком. Это предыстория игры. Тот, кто играет, попадает на уже заброшенную фабрику и пытается спастись от Хаги Ваги.

  • Излишне детализированные игрушки (герои мультфильмов)
  • Иностранные игрушки (куклы Барби, супергерои и т.д.)

У каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники).

Конечно, не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают правилам современной педагогики. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т. д.
Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. 
Помните: правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована и не запылится на полке! 

Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков:

 «дочки-матери»«школа»«больница», и т. д. Для мальчиков - машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.

 Как играет ребенок: 4 повода для беспокойства

  1. Он играет агрессивно.

Однако, если агрессивная тематика в играх заметна постоянно и начинает проявляться в общении, это повод присмотреться к ситуации. Говоря об агрессивных играх, мы имеем в виду взаимодействие ребенка с игрушками, окружающими предметами и партнерами по играм. Бывает ли, что он кидается игрушками в других? Затевает драки с другими детьми, когда они играют вместе? Оскорбляет других или отпускает в их адрес обидные комментарии? Если да, то речь идет об агрессивной игре. Не стоит ее путать с обычными «буйными» играми, которые совершенно нормальны и даже важны для развития ребенка.

2. Истории, которые он придумывает в играх, либо остаются незавершенными, либо всегда плохо заканчиваются.

У большинства историй, которые сочиняют дети, есть какой-то финал. Иногда взрослым он может показаться нелогичным или бессмысленным, но ребенку он приносит удовлетворение от завершения сюжета. Если же истории ребенка не имеют какого-то определенного финала или же он почти всегда оказывается мрачным, это может быть признаком эмоциональных трудностей. Возможно, дело в том, что ребенок не понимает, какими ресурсами он может воспользоваться для решения жизненных проблем и задач, или же у него почему-то сложилась мрачная картина мира, или он переживает какой-то внутренний конфликт, о котором мы и не подозревали.

3. Он слишком строг к себе, чересчур себя ограничивает.

Если фантастические миры и истории, которые сочиняет ребенок в процессе игры, кажутся вам ограниченными, возможно, это показывает его внутреннюю зажатость, отсутствие гибкости. Такие дети обычно с трудом переносят любые трудности и неприятности, им нелегко адаптироваться к новым ситуациям, что может превратиться в проблему.

  1. Он не дает волю фантазии.

Фантазия очень важна для игры, ведь она помогает отрепетировать сценарии из реальной жизни, воссоздавая их в воображаемых волшебных мирах. Психологически эти миры помогают ребенку без лишней тревоги разобраться со сложными переживаниями, которые могут возникнуть из-за проблем в семье, конфликтов с братьями, сестрами, родителями. Когда ребенок теряет способность фантазировать, он начинает терять и надежду на избавление от болезненных переживаний. А ощущение безнадежности может привести к самым разным психологическим проблемам.

3. Мастер-классы по изготовлению игрушек своими руками.

4. Заключительная часть.

- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми.   Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам  сказать:

- Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Игра – помощник нам, бесспорно, Игре все возрасты покорны. Взаимодействие в игре Поможет понимать друг друга, Нам стать внимательней, добрей, И разрешить вопрос досуга. Играйте с нами! Придумывайте сами! Играйте с друзьями! Удача за вами!

До новых встреч!

Рефлексия:

1.Впечатление от родительского собрания.

2.Какие выводы вы сделали  (высказывания родителей).

Игра-задание: (с использование карточек)

-Назовите игры, в которые вы играете с детьми.

- Как часто вы покупаете ребенку игрушки?

 - В игре вы берете инициативу на себя?

 - Ваш ребенок просит вас поиграть с ним?

- Что вы отвечаете ребенку, когда вы заняты, а он пригашает вас в игру?

 -Если ребенок ломает игрушку ,вы наказываете его?

-Есть ли у ребенка любимая игрушка? Кто ее подарили,чем она ему нравиться?

- Ваш ребенок ложится спать с игрушкой?

 - Кто в семье чаще играет с ребенком? ( Воспитатель благодарит родителей за правдивые ответы на вопросы.)

Машуня

Посмотрите, девочки,

Вот моя Машуня…

Модной куклы Барби

У мамы не прошу я:

Барби – не ребеночек,

Барби – это тетя…

Разве вы на ручки

Тетеньку возьмете?

Разве покачаете

Вы на ручках тетю?

Песню колыбельную

Разве ей споете?

Разве вы расскажете

Этой тете сказки?

Разве покатаете

В кукольной коляске?

Не хочу я Барби,

Не хочу, и точка.

Я люблю Машуню –

Мне  она как дочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Родительское собрание в подготовительной группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста»

Предложить родителям практические советы по организации безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером....

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания куль...

Родительское собрание в младшей группе на тему "Особенности развития детей 3-4 лет"

Это первое установочное родительское собрание в младшей группе. Дети первый год начинают посещать дошкольное учреждение. Приглашенный специалист-педагог-психолог....

Протокол родительского собрания в младшей группе «Задачи воспитания и обучения детей 3-4лет» , «Кризис 3-х лет» , «Развитие речи детей 3-4 лет»

Протокол № 1 от 01.09.22г. Родительское собрание в младшей группе «Задачи воспитания и обучения детей 3-4лет» , «Кризис 3-х лет» , «Развитие речи детей 3-4 лет»...

Родительское собрание в младшей группе «Пчелки» «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет»

Цель: Обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 летЗадачи:ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет;активизировать педагогический опыт родите...