Буклет «Научение ребенка навыкам самообслуживания в домашних условиях при естественных жизненных ситуациях»
методическая разработка (младшая группа)

Суктенова Анар Ромазановна

Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно.Главное — вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой,  самостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома:

  • предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой, затем ложкой, потом с помощью пинцета;
  • позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;
  • давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок, переливать воду пипеткой или спринцовкой, пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, ловить мыло в воде.

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_navyki_samoobsluzhivaniya_v_domashnih_usloviyah.docx503.28 КБ

Предварительный просмотр:

Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно.Главное — вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой,  самостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома:

  • предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой, затем ложкой, потом с помощью пинцета;
  • позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;
  • давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок, переливать воду пипеткой или спринцовкой, пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, ловить мыло в воде.

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

1) Грязные вещи — в корзину!

Даже 2-летний малыш сможет собрать свои грязные вещи.

  • Предоставьте ему отдельную корзину для белья. Выбирайте невысокую, чтобы кроха без труда доставал до ее крышки. Поместите ее в комнату малыша, чтобы она служила подсказкой, когда ребенок раздевается.
  • Играйте! Учитесь, играя! Мы бросаем грязные вещи в корзину, словно мячики. Конечно, сначала малыш не удивит меткостью. Но со временем все получится, ведь ему всегда поможет мама.
  • Поем песенку. Это скрасит ежедневные заботы. Срифмуйте простую песенку, в которой грязная одежда просится в корзину для белья, чтобы потом отправиться в стиральную машинку и снова радоваться чистоте.
  • Полезный совет. Лучше всего иметь две корзины для грязного белья — для белых вещей и для цветных. Заодно малыш научится сортировать и начнет учить цвета.

2) Свою постель убираем сами

Не ожидайте хороших результатов слишком быстро! Малыш не в состоянии выполнять эту работу безупречно, по крайней мере на начальном этапе.

  • Каждое утро. Скажите ребенку, что теперь это его утренняя домашняя обязанность. Попросите накрыть кровать одеялом, чтобы ей не было так одиноко. И пусть не забудет натянуть одеяло на подушку, ведь она тоже хочет «дружить» с одеялом.
  • Для образца. Учите его правильной технике — покажите, как лучше всего сглаживать бугристые части одеяла, чтобы добиться плоской поверхности; продемонстрируйте также, как можно взбить пух в подушке.
  • Мягкие товарищи. А теперь попросите кроху разместить свои игрушки где-нибудь в углу кровати.
  • Последний штрих. А напоследок покажите, как можно расположить подушку в изголовье, чтобы она лежала ровно по отношению к спинке кровати.
  • Полезный совет. Покрывало убирайте сами, ведь оно тяжелое. А малышу дайте какое-нибудь легкое одеяльце, которое он без труда сможет встряхнуть.

 

3) Собираем игрушки

Ваш малыш сможет включаться в домашние дела и вносить свой посильный вклад начиная с полутора лет, но будьте готовы к тому, что вам придется частенько напоминать ему об этом.

  • Доступное хранение. Пусть для игрушек у малыша будут свои невысокие полочки, корзина, коробки, которые могут быть спрятаны под кроватью.
  • Не дайте улизнуть. Наверняка он захочет, чтобы его работу сделали за него вы. Так что не позволяйте крохе, не убрав игрушек, отправиться заниматься чем-нибудь более приятным.
  • Чтобы было веселее. Наводя порядок среди своих игрушек, можно напевать веселую песенку. А еще попробуйте дать задание, чтобы уборка проходила с азартом: «Сначала убери все красные игрушки, а потом собери все зеленые».
  • Полезный совет. Чтобы избавиться от переполненных надоевшими игрушками ящиков и корзин, меняйте их, убирая периодически часть в гараж или в кладовку, а взамен доставайте оттуда новую партию.

4) Едим ложкой

Иногда придется забыть об опрятности, чтобы обучение проходило эффективнее и веселее.

  • Держи ложку! Как только в меню малыша начнет появляться твердая пища (примерно в 6 месяцев), подарите ему отдельную ложку, пусть хотя бы просто привыкает ее держать во время кормления.
  • Начинайте с малого. Положите в ложечку небольшое количество любимого питания и, придерживая своей рукой ложку в ручке малыша, сопровождайте кушанье в его рот. Имейте в виду, что поначалу кроха не сможет брать ртом пищу с ложки как следует. Ловкости он наберется к 1,5 года.
  • Поощряйте самостоятельность. Позволяйте ребенку пробовать кормить себя самому во время каждого принятия пищи. Эксперты говорят, что ложка для крохи — это очередная игрушка, это часть посуды, с которой можно развлечься, а заодно поучиться ее держать. И не переживайте, что большая часть еды окажется где угодно, только не во рту. На этом этапе малышу интересно даже просто облизывать ложку.
  • Полезный совет. Во время кормления используйте две ложки: одну для малыша и одну обязательно для вас, иначе трапеза никогда не закончится.

5) Знакомство с вилкой

До трех лет вашему малышу желательно успеть «пообщаться» со всеми столовыми приборами.

  • Найдите вилку по возрасту. Вилка для малышей — с тремя зубчиками, мягкая и легкая для пока еще не окрепшей ручки. Покажите, как правильно держать этот прибор.
  • Начните с пищи, которую легко наколоть. Дайте крохе тарелку (желательно глубокую, во избежание выскакивания пищи при попытке ее наколоть). Тренироваться с этим прибором лучше всего на такой пище, как ломтики картофеля или нарезанная кружочками морковь.
  • Пробуйте вместе. Будьте готовы в первое время придерживать вилку вместе с рукой малыша и помогать накалывать кусочки.
  • Дайте свободу. Потренировавшись вместе, отступите — пусть ребенок справляется сам, а при необходимости делайте подсказки.
  • Полезный совет. Во время обеда сидите вместе с ребенком. Это нужно не только для того, чтобы привить ему хорошие манеры, — важно еще и ободрить, когда что-то не получается.

6) Натягиваем штанишки

Вам придется помогать малышу надевать штаны по крайней мере до 3 лет.

  • На полу. Усадите малыша на пол и положите перед ним его штаны.
  • Начинаем с правой. Засуньте правую ножку в штанину со словами: «Засовываем сюда и начинаем проталкивать ее дальше». То же самое проделайте с левой ногой.
  • Встаем. Попросите малыша придерживать верх брюк. Первое время сами помогайте ему встать, но обязательно покажите, как можно придерживаться за стену или кровать, чтобы не упасть, когда он будет тренироваться самостоятельно.
  • Кнопка. Подскажите, как подтянуть штаны и пользоваться застежкой.
  • Полезный совет. Подбирайте малышу штанишки с эластичным поясом, чтобы ему легче было не только их надевать, но и без проблем ходить на горшок.

7) Надеваем кофточку

Вот классический способ научить малыша надевать кофточку. Он достаточно легкий и к тому же забавный.

  • Расстелите кофточку. Расстегнутый детский жакет раскиньте на полу изнанкой вверх и у капюшона усадите ребенка. В этом случае кофточка перед малышом будет лежать «вверх ногами».
  • Наклон. Попросите малыша сесть, как лягушка, и, нагнувшись над одеждой, просунуть руки в рукава.
  • Переворачиваем. По вашей команде малыш должен перекинуть кофточку через голову — руки дальше продвинутся в рукава, а она сама окажется на спине.
  • Осталась «молния». Теперь малыш должен потянуть вверх «молнию», чтобы кофточка оказалась застегнутой. Тут придется потренироваться.
  • Полезный совет. Порой с «молнией» не все так просто. Если у вас нет времени первое время контролировать правильное ее использование, выбирайте вещи на удобных липучках.

8) Искусство завязывать узлы

Сейчас такое разнообразие детской обуви без шнурков, что можно и не учить малыша их завязывать. Однако это неправильный подход к проблеме. Конечно, обувь на шнурках можно и не носить, но подумайте, как трудно придется малышу в будущем, если он не будет уметь завязывать узелки, делать петельки. Ведь он не сумеет привязать воздушный шарик к велосипеду, упаковать с помощью ленточки подарок, не говоря уже о парусном спорте.

Когда малышу будет 4 года, учите его этому навыку, используя следующие советы:

  • Пусть малыш наблюдает, как вы завязываете свои шнурки, когда вы вместе куда-то собираетесь.
  • Однажды малыш заинтересуется этим процессом и захочет попробовать сам. Для тренировки используйте не детскую обувь, а ваши кроссовки, поскольку размер его шнурков так мал, что детские пальчики не справятся с заданием.
  • Покажите старый фокус с ушами мягкого игрушечного кролика, сделав петлю из его ушей. Скрестите их в виде буквы Х, конец правого уха просуньте в образовавшееся отверстие и потяните за кончики ушей.

9) Чистим зубки

Первое время вы должны контролировать кроху каждый раз, как он чистит зубы.

  • Вручите малышу щетку. Ребенку сначала нужно привыкнуть просто держать зубную щетку в руке, поэтому поначалу давайте ее без зубной пасты вовсе. Исследуя новую вещь, малыш, скорее всего, начнет ее сосать. Ученые утверждают, что это естественная реакция.
  • Прокатимся? Ребенку два года — можно по-играть в паровозик! Расскажите малышу, что его зубы — это участки железной дороги. Нижний и верхний ряды зубов можно представить рельсами. Так пусть по ним проедет веселый паровозик. Не стесняйтесь звучного «Ту-ту!» — крохе это точно понравится! И не забывайте направлять своей рукой зубную щетку в ручке малыша.
  • А теперь посчитаем. Хорошо делать два полезных дела одновременно. Считайте до пяти во время чистки нижних зубок, а малыш будет запоминать цифры. Повторите урок, перейдя на верхний ряд.
  • Полезный совет. Поставьте таймер на раковину и установите на нем две минуты. Этого времени достаточно, чтобы почистить зубы.

10) Учимся очищать нос

Здорово, когда малыш сам может высморкать себе носик. К детскому саду придется научиться этому важному навыку.

  • Где наш носик? Помогите крохе увидеть разницу, когда он выдыхает через нос и через рот. Закройте ему рот и попросите выдохнуть через нос, а потом наоборот.
  • Попробуйте с платком. Когда ребенок высморкается в салфетку, сложите ее, чтобы слизи не было видно. И объясните так: «Платочек нужно складывать, чтобы микробы оказались в ловушке».
  • Выбросить! Учите малыша выбрасывать использованную салфетку в урну и мыть после этого руки.
  • Полезный совет. Приобретите большую упаковку бумажных платочков и разложите их в разных местах, чтобы ребенок мог без труда их найти, когда это необходимо.

МАДОУ д/с 133 города Тюмени

Служба ранней помощи

«Научение ребенка навыкам самообслуживания в домашних условиях при естественных жизненных ситуациях»

Picture background

Педагог-психолог

Суктенова А.Р.

Тюмень,2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у ребенка навыков самообслуживания».

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. ...

«Формирование у ребенка навыков самообслуживания». во второй младшей группы (возраст 3-4 лет)

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...

Формирование у ребенка навыков самообслуживания в возрасте 3-4 лет

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе.

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе....

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушени...

Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту с...

Рекомендации для родителей. «Как непринуждённо развивать навыки самообслуживания в домашних условиях?»

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма....