Рекомендации для родителей (законных представителей) «Чтение художественной литературы с детьми в возрасте 3-4 лет».
консультация (младшая группа)

Дахина Елизавета Сергеевна

Чтобы воспитать и развить желание читать и слушать книги в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека. Знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Книга не только развивает ребёнка, но и формирует его как личность. Мудры и дальновидны те родители, которые помнят об этом. 

«Чтение – это один из истоков

мышления и умственного развития».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_chtenie.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей (законных представителей)

«Чтение художественной

литературы с детьми в возрасте 3-4 лет».

Подготовила: Дахина Елизавета Сергеевна

Чтобы воспитать и развить желание читать и слушать книги в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека. Знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Книга не только развивает ребёнка, но и формирует его как личность. Мудры и дальновидны те родители, которые помнят об этом. 

«Чтение – это один из истоков

мышления и умственного развития».

В.А. Сухомлинский

Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Это связано, прежде всего, с их доступностью для восприятия ребёнка, поскольку герои сказок всегда обладают каким-нибудь одним качеством личности: добротой или коварством, скупостью или щедростью, смелостью или трусостью. Для сказок, рекомендуемых детям данного возраста, не характерна сложность, запутанность сюжета. 

Основная цель ознакомления дошкольников с художественной литературой - развитие у них интереса и любви к книге, желания общаться с книгой, умения слышать и понимать тексты - все это является основой для воспитания будущих взрослых одаренных читателей и литературных грамотеев. Сегодня, когда дети только начинают постигать основы художественной литературы, мы должны помочь им развить любовь к книгам. В этом возрасте особенно важно обсуждать с детьми прочитанные книги и вместе решать проблемные ситуации. Читайте книгу вместе с ребенком, рассматривайте картинки, замечайте забавные несоответствия и задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это еще и способ общения с родителями.

Во многих семьях существует замечательная традиция успокаивающего чтения перед сном. Хорошо читать спокойные, бесстрашные истории.  Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь                                                                                          общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она                                                                                                                                                  развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру                                                                               героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, неравнодушие к окружающему.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял   и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский.

  Произведения, которые предлагаются ребенку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении, это могут быть сказки народные и авторские, короткие реалистичные рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские и т. п.

  В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

Продолжается знакомство детей со скороговорками и загадками.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорка является веселой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей.

Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональной воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода и т. д.

Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок.

Пословица более понятна ребенку и легче им запоминается, потому что поучительный смысл, заключённый в ней поделен на части («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Поспешишь – людей насмешишь»). А поговорка дает ребенку выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький).

Сказка имеет особую привлекательность для детей любого возраста. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Для сказок, рекомендуемых детям младшего дошкольного возраста не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребенку эмоционально, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Слушая сказки, ребенок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, т. е. сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребенке.

 К трем – четырем годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки. Инсценировка, способствует развитию творческого воображения, мышления ребенка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребенка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям – игрушкам. Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать его в свободное время.

Вовлечь ребенка в игру, развеселить его поможет и шуточная, веселая докучная сказка («Жили-были два павлина…», «Пришел медведь к броду…», «В некотором царстве…», «Рассказать тебе сказочку про белого бычка?» и др.

Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.

Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора.

Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотрите с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д. Так, постепенно формируя в ребёнке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитываем духовно                                         развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать всё лучшее,  что заложено в нём природой.                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по ознакомлению с художественной литературой.

Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, подрастая, утрачивает любовь к чтению. Причина этого кроется в том, что в дошкольном возрасте родители мало читают детям художественную литературу.Давно извес...

Рекомендации для родителей по ознакомлению с художественной литературой 13.04.2020 - 17.04.2020

Художественная литература — бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное с...

Рекомендации для родителей: "Примерный список детской художественной литературы по возрастам"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20128995","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]        Мы всегда с легкостью находим, ч...

"Мне хорошо с тобой..." Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми

В данной статье представлены рекомендации по успешному взаимодействию родителей с  застенчивыми, тревожными , гиперактивными детьми....

"Мне хорошо с тобой..." Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми

Формирование  интереса детей  к русскому устному народному творчеству по средствам сказкотерапии, развитие связной речи детей...

"Мне хорошо с тобой!" Рекомендации для родителей (законных представителей) по успешному взаимодействию с детьми

Рекомендации по успешному взаимодействию с тревожными детьми, детьми с дефицитом внимания и  гиперактивными., с застенчивыми детьми...