Мастер - классы,семинары -практикумы для родителей
консультация

Азаматова Айгуль Рахимьяновна

Семинар - практикум для родителей с использованием блок Дьенеша и палочек Кюинезера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад «Родничок» комбинированного вида

Семинар – практикум для родителей

с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

        

Подготовила:

Воспитатель:

                                                                                                    Азаматова  А.Р

Пыть-Ях

Семинар – практикум для родителей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

   «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с помощью технологии логические блоки Дьенеша»

 Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию, помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию своих детей в домашних условиях.

Развивающие игры - это игры, помогающие стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Таковыми являются развивающие игры – блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера.  

Блоки Дьенеша – что это такое? Логический набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами. Форма - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные. Цвет - красные, желтые, синие. Размером - большие и маленькие; толщиной - толстые и тонкие. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан  Дьенеш. По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Основная цель использования блоков - научить детей решать логические задачи на определение по свойствам.

Блоки Дьенеша предназначены для развития:

• умения выявлять и абстрагировать свойства;

• умений сравнивать предметы по их свойствам;

• действий классификации и обобщения;

• способности к логическим действиям и операциям.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия:

• выбирает заданный предмет;

• рассматривает его;

• группирует по признаку, сначала одному, а затем по 2-4;

• выкладывает ряды по заданному алгоритму.

Существует разнообразное методическое обеспечение игры – это альбомы с заданиями для различных возрастов, пособие с карточками – символами (показ пособий). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки – символы (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого-либо свойства. Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению.

Влияние блоков Дьенеша на сенсорное развитие детей 2-3 лет

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные представления, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи  проводятся различные игры по сенсорному развитию детей, и самый универсальный из них дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.

Для детей 2-3 лет используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними.

Чуть позже можно предложить следующие игры:

Игра "Найди такой же" (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру);

- найти все фигуры как эта по форме (показывать и спрашивать, какая она по форме);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показывать и спрашивать, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показывать и спрашивать, какая она по толщине – тонкая или толстая).

Игра «Разложи по форме» (круги в одну кучку, квадраты, треугольники и прямоугольники - в другие) между зверушками...также по цвету, размеру... Попросите детей дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.

Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.

Игра "Продолжи ряд". Выложите перед детьми ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите им продолжить ряд. В игровой форме выкладываешь, например, треугольник квадрат треугольник, берешь любую игрушку и рассказываешь историю: например зайчику надо перейти болото, он скачет по кочкам, но вот кочки закончились, помоги ему перейти...

Игра «Какая фигурка лишняя».

Выложите три фигуры. Детям нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Например: два круга и один квадрат; две синие фигуры и одна – красная; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Необходимо назвать, какая фигура лишняя.

Игра "Найди пару". Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

Игра "Найди клад"

Выкладываем перед ребенком 3-4 логические блоки Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, картинку и т.п.). Ребенок должен угадать под каким, задавая вопрос: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Игра «Волшебный мешочек»: Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Можно вместо мешочка использовать емкость с крупами,  в который  помещаешь фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

Игра «Что изменилось».

Перед ребенком выкладывается несколько фигур (начиная от 3-х), которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Игра «Выложи картинку».

Используется как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 1 и 2». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. (Карточки можно скачать и распечатать на цветном принтере)

Игра «Уборка». Убираются в коробку только прямоугольные блоки, а дети убирают все красные, затем  убираются только маленькие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

 Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, закрепляются не только полученные представления, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

 Палочки Кюизенера - что это такое?

Дидактический материал разработал бельгийский математик, учитель начальной школы Джордж Кюизенер для развития у детей математических способностей. Счетные палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число – самая маленькая - белый кубик – единица и т.д. У этого пособия так же есть большое количество наглядного материала – это методические рекомендации по работе с палочками, альбомы для выполнения заданий. Особенности цветных палочек. Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать у ребенка понятие числовой последовательности, состава числа, и многое другое. Эта игра способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно - действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Именно поэтому, на начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Это универсальное пособие для знакомства детей с одним из основных понятий - составом числа из единиц, двух меньших чисел.

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребёнка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», « между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества. Развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно – действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных конструкторских способностей.

Игра «Елка»

Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.

Описание: Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.

Вопросы и задания

– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.

– Какого цвета самые длинные ветки?

– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.

– Сколько самых коротких веток?

– По сколько веток одинакового цвета?

– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные.)

Работа парами

– Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?

– Какая елка выше?

Игра «Змейка»

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание:  Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

– Какого цвета палочки?

– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

– Покажите пальчиком длину вашей змейки.

– Чья змейка длиннее? Чья короче?

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Сначало дети просто знакомятся с блоками, играют с ними. Спустя некоторое время накладываем блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.



Предварительный просмотр:

«Мастер класс по созданию танков к празднику 23 февраля».

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; повышение положительных эмоций от совместного с родителями мероприятия.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности детского сада. Без участия родителей невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает важное место. Важно проводить совместные мастер классы. Так как они приносят огромную пользу, поскольку совместные занятия не только сближают взрослых и детей, но и помогают родителям лучше понять своего ребенка, выявить у него определенные способности, о которых возможно, ранее они и не догадывались.

Ход занятия:

Здравствуйте, Дорогие родители и дети! Как вы знаете совсем скоро мы будем отмечать праздник День защитника Отечества. Это праздник наших пап, дедушек, все кто служили в армии - это защитники, и вы наши мальчики тоже будущие защитники Отечества.

Ребята в какой стране мы с вами живем? Ответы детей (Россия)

У нас есть армия, в ней служат солдаты, моряки, летчики и их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник, и я вам предлагаю сделать танк своими руками. Ведь самый лучший подарок - это подарок сделанный своими руками!

Для создания танка нам понадобится цветная бумага, клей карандаш, заготовка звездочек красного цвета. Берем 4 куска бумаги ( зеленого или коричневого цвета) размером 10x15см, звезда красного цвета, дуло- полоска бумаги 20x2см.

Берем 4 одинаковых куска бумаги и каждую склеиваем по широкой стороне чтобы получился цилиндр, итог у нас должно получится 4 одинаковых цилиндра. Далее берем 3 одинаковых цилиндра и склеиваем их друг с другом, а четвертый цилиндр приклеиваем сверху. Корпус танка у нас готов.

Далее на четвертый цилиндр (который мы приклеили сверху) клеим красную звезду. Затем вырезаем полоску для пушки танка. Складываем ее в три раза и склеиваем, а затем приклеиваем к танку.

Вот и готовы наши замечательные танки, которые вы подарите папам, дедушкам! Очень надеемся, что наш мастер класс понравился и где-нибудь пригодится! Спасибо дорогие родители, что нашли время и провели его вместе со своими детьми и с нами! С каждой такой встречей наших воспоминаний становится больше!

Нашей Армии любимой

День рожденья в феврале

Слава ей непобедимой,

Слава Миру на Земле!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-классы, семинар-практикумы, круглый стол

Представленный материал для педагогов ДОУ и родителей...

Мастер - класс семинара практикума для родителей по экспериментированию «Веселые опыты».

Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователей, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...