Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Консультация знакомит взрослых с практическими методами воспитания патриотизма у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                          Консультация для родителей.        

                                                                                                                                                                     Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"

 Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение - 30%, Детский сад - 10%, улица- 10%.                                                    Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.  Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры. Родина всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции.  А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи.  Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь  родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников  воспитательно - образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым  дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной". Постепенно переходя к таким категориям как "Отечество, "Россия", "Семья", где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются будущие гражданине. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации", (статья №18.1) Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране.                                                                                                                  Родители призваны решать задачи: способствовать формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.                                    Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.

Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
Поговорим о нравственных ценностях  в семейном воспитании:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:
1. С
 отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о  добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей -
 нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является
 способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй .
Воспитание маленького патриота
Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и своей семьи.
                Поиграйте детьми.                                                                                                                                                   Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,  о Защитниках отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.    И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явления окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явления                                                                                                            Игра: «Мой адрес.»                                                                                                                      Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё.                                                         Ход игры: все встают в круг, взрослый передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

Игра: «Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать

дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или

доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка.

Ход игры: Взрослый начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда,

как применяются эти вежливые слова.

Игра: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и

отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела

вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские

отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или

ином месте, какие поступки хорошие.

Игра: «Наш город»

Цель: Выявить знания детей о нашем городе.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: взрослый показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети

отвечают.

Игра: «Расскажи о своей семье.»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение

семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи,

гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными

фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Игра: «Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,

девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу

по дому.

Игра: «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к

другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок

толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка,

Ход игры: взрослый показывает карточку и предлагает составить рассказ по

.

Игра: «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Игра: «Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские

взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные

слова. Знакомить с разными именами.

Ход игры: Миша - Мишенка, Даша - Дашенька….

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию и уважению старшего поколения.

Памятка для родителей:
                                                                                                                                                              "Основы нравственно - патриотического воспитания в семье".

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
  • Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  • Поддерживайте у ребёнка показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т. д.
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патри...

Консультация для родителей:" Патриотическое воспитание дошкольников".

В этой консультации говориться о важности воспитания в ребенке патриота....

консультация для родителей "патриотическое воспитание дошкольников"

материал для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»           Консультация для педагоговПатриотическое воспитание дошкольников:формы, методы и этапы....