Важность русских народных сказок в развитии ребенка в дошкольном возрасте.
консультация

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Именно со сказки начинается его знакомство с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.

Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка велика. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».

Язык русских народных сказок, насыщенный афоризмами, повторами  эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен,  утончает и возвышает душу.

В русских народных сказках встречаются следующие фразеологизмы:

 «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

За тридевять земель, в тридесятом царстве.

Хлеб-соль.

Близко ли, далеко ли.

 «Два брата»

Рука не дрогнула.

Ни жив, ни мертв.

С ума спятил.

«Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»

Глазам не верит.

 «Про глупого змея и умного солдата»

 Ни ответа, ни привета.

 Век вековать.

Как в воду канул.

Спуска не даст.

«Лиса и волк»

Пустился наутек

«Финист – ясный сокол»

Красавица писаная.

Тридевять земель.

Добра наживали.

«Иван, вдовий сын»

 Пеняй на себя.

Сердце замерло.

Пир на весь мир.

«Лиса и журавль»

Несолоно хлебавши

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Служил верой и правдой

«Иван царевич и Серый волк»

Пустился наутёк.

Глаз не смыкал.

По белу свету.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Служить верой-правдой.

С пустыми руками.

Живая и мёртвая вода.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры,  может утратить свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное. Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор  фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Наши бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам и правнукам,  передают им  свою частицу жизненного опыта. Очень важно, что через сказку старшее поколение учит младшее  строить жизнь по законам добра и красоты.