"Информационная безопасность дошкольника: предупреждаем страхи и агрессию"
консультация

Шатова Любовь Александровна

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный материал, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_bezopasnost_doshkolnika.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Информационная безопасность дошкольника: предупреждаем страхи и агрессию»

                                               Подготовила: Шатова Л.А.


Ведущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет.  У малышей огромный резерв «пустой» памяти и только от взрослых будет зависеть, чем заполнится этот резервуар.  От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.

Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.

Наиболее эффективным механизмом информационной безопасности детей дошкольного возраста может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения детей выбирать безопасную информацию.

Угрозой для развития может стать не только характер, но и способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм ребенку отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе не развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безынтересной.

Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками.   Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.

Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

Правила при использовании компьютера и интернета:

  • Контролируйте, какие сайты посещают дети. Ребенок не должен использоваться интернет свободно.
  • Проговорите о правилах пользования интернетом. Четко определите временные границы, а также сайты, которые он может посещать.
  • Не разрешайте детям распространять в интернете личную информацию (номер мобильного телефона, адрес), а также размещать фотографии.
  • Рассказывайте ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться в интернете. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные ссылка или файлы, несмотря на их привлекательный вид.
  • Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от незнакомых людей, так как они могут содержать негативную информацию либо вирусы.
  • Установите на компьютер (планшет) антивирусную программу, средства фильтрации входящего контента. При необходимости подключите «родительский контроль».
  • Устанавливайте на компьютеры только те программы, которые необходимы членам вашей семьи. Каждые полгода проверяйте настройки, чтобы убедиться, что программное обеспечение не требует обновлений.
  • Просматривайте историю посещений интернет-ресурсов на смартфоне, планшете, компьютере, чтобы знать какие сайты посещал ребенок.
  • Составьте список полезных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок.

Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они помогают ему расти, познавать мир, учат быть добрым и доброжелательным. Мультфильмы улучшают мышление малыша, раскрывают перед ним мир ярких оттенков и улыбок. Они обладают весомым значением и это обязан знать каждый родитель.

Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что они видят на экране. А всегда ли этот пример для подражания достойный – решать, конечно же, родителям. Не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.  Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов, и очень сильно действуют на подсознание малышей.

К сожалению, в современных мультфильмах можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики вашего ребёнка: переизбыток агрессии и насилия на экране, слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (кровь, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.  Полная безнаказанность, плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Таким образом, у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.  Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя. Так что помните, что, включив мультфильм малышу, вы тем самым, несете ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его головушке.

Будьте внимательны, если:

  • главные герои мультфильма ведут себя агрессивно, нанося вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины или поджигают дома);
  • персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т.д.);
  • герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
  • плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
  • персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
  • герои не симпатичны или откровенно уродливы.

Правила безопасности при просмотре мультфильмов:

  • строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультики, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов;
  • обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить;
  • при просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном;
  • не заменяйте живое общение мультиками. Часто мультики выполняют роль теленяни. Крохе важнее личное общение.

Конечно же, не все мультфильмы одинаковы. Многое зависит и от культуры и интеллекта семьи, в которой воспитывается и живет ребенок.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный материал, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение информационной безопасности дошкольников».

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетн...

Статья "Информационная безопасность дошкольников"

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:              ...

Обеспечение информационной безопасности дошкольников

Обеспечение информационной безопасности дошкольников...

Информационная безопасность дошкольников

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Законе № 436 – ФЗ, регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред и...

Информационная безопасность дошкольника

laquo;Что такое информационная безопасность ребёнка»?Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения мале...

Памятка для родителей "Информационная безопасность дошкольников"

Данная памятка содержит рекомендации и советы родителям об информационной защите своих детей от низкопробной видеопродукции, причиниющей вред физическому, духовному и психическому здоровью малышей, о...

Консультация "Информационная безопасность дошкольника"

Консультация для воспитателей , родителей...