Консультация для родителей "Экспериментируйте вместе с детьми"
консультация

Полещук Анастасия Анатольевна

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики .Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий детское экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Экспериментируйте вместе с детьми"

Ребёнок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики .Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий детское экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов и, анализируя, делают выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного   ответа, можно обратится к справочной литературе.

Для того чтобы опыт не просто получился , но и запомнился необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Предлагаем несколько занимательных экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.

«Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки

Незамерзающая вода

Ваш ребёнок уже наверняка знает, что, если поместить воду в морозилку, то она превратится в лёд. Удивите его: оказывается, это совсем не обязательно! Проверим эту мысль с помощью интересных опытов с солью.

Возьмите два пластиковых стаканчика и наполните их водой. В каждый для наглядности добавьте несколько капель пищевого красителя. Затем в один из стаканов насыпьте 4 ч.л. соли и уберите оба на ночь в морозилку (температура в ней не должна опускаться ниже -21). Утром ребёнок с удивлением обнаружит, что солевой раствор остался жидким, а обычная вода замёрзла. Но почему? Оказывается, солевые кристаллы мешают связываться молекулам воды между собой!

Такой солёной водой можно нарисовать любой узор на тёмной цветной бумаге. Когда вода испарится, на листе останутся сверкающие кристаллики соли.

Радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

Вам понадобится:

  • миска с водой;
  • прозрачный лак для ногтей;
  • маленькие кусочки черной бумаги. 

Ход эксперимента:

  1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.
  2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.
  3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро), начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

Дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю. Так появляется дождь. Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

  • пена для бритья;
  • стеклянная банка;
  • вода;
  • пищевой краситель.

Ход эксперимента

  1. Наполните банку водой.
  2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.
  3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Торнадо в бутылке.

Вам понадобится:

  • вода;
  • прозрачная пластиковая бутылка с крышкой;
  • блестки;
  • средство для мытья посуды.

Ход эксперимента:

Заполните пластиковую бутылку водой примерно на три четверти.

Добавьте в воду несколько капель жидкости для мытья посуды.

Насыпьте немного блесток. Так ваш вихрь будет легче увидеть, ну а еще это приведет в восторг дошкольников.

Плотно закройте крышкой.

Переверните бутылку вверх дном и держите ее за горлышко. Быстро вращайте бутылочку круговыми движениями в течение нескольких секунд, остановитесь и загляните внутрь, чтобы посмотреть, не видно ли в воде мини-торнадо.

Вращая бутылку круговыми движениями, вы создаете водяной вихрь, похожий на мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря из-за центростремительной силы (внутренняя сила, направляющая объект или жидкость, такую ​​как вода, к центру его кругового пути).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вместе с детьми"

Доказывать пользу семейных лыжных вылазок, наверное не стоит. Пожалуй, это тот случай, когда все всё понимают. Но понимать- одно, а вот взять за привычку проводить один из выходных дней на свежем возд...

Консультация для родителей "ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ".

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ....

Консультация «Родители – играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.    ...

Консультация родителям "Играйте вместе с детьми"

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр....

Консультация "Занимательные эксперименты вместе с детьми"

Опыты и эксперименты для детей, которые можно показать ребенку дома....

Консультация "Лепим дома вместе с детьми"

В консультации раскрывается значение лепки для развития детей, даются практические советы родителям....