Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. План работы с родителями учителя-логопеда на учебный год.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Что нужно знать родителям о правах ребенка с ОВЗ, ребенка дошкольника. Кто такие дети с ОВЗ? Что такое ТНР? Зачем нужны занятия логопеда. План работы с родителями на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 лет до прекращения образовательных отношений.

Программа компенсирующей направленности обеспечивает  условия для дошкольного образования, определяемые общими и особыми потребностями обучающихся с ОВЗ (по направлению ТПМПК), для достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Задачи:

  1. Коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия.
  2. Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
  3. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Нормативные документы

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет,

 не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами,

 но имеющие временные и/или постоянные отклонения

 в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся

 в создании специальных условий обучения.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это отклонения в развитии речевых способностей, которые могут возникать в раннем детстве и сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых

 служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать

 стандартную общеобразовательную систему.

Это обусловлено тем, что вслед за речью:

- снижается вербальная память,

-отстает логическое мышление,

-появляются трудности выполнения устных инструкций,

-плохо развита моторика,

-а также снижена мотивация,

  • неуверенность в себе и раздражительность.

Из-за тяжелого нарушения речи ребенок:

  • мало коммуницирует в обществе,
  • у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи.
  •  слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются

отклонения и в эмоционально-волевой сфере.

Им присущи: нестойкость интересов, пониженная наблюдательность,

 сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. 

Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает медикаментозные и физиотерапевтические методики компенсации,  и как дополнение - занятия с логопедом.

 Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.; 
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами; 
  • подкорковые центры; 
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему; 
  • кора головного мозга.

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Обязанности родителей детей с ТНР согласно Программе:

Родители.

- Выполняют рекомендации ТПМПК, проводят комплексную реабилитацию своих детей;

  • создают и обеспечивают коррекционную, компенсирующую образовательную среду в домашних условиях.  
  • принимают полноправное участие в образовательном процессе ДОУ;
  • имеют право на индивидуальное консультирование у специалистов, работающих с их детьми;
  • регулярно работают по заданиям педагогов вместе со своим ребенком.

План работы с родителями(законными представителями)

учителя-логопеда группы ТНР на учебный год.

 

Сроки

1 Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по результатам мониторинга. Знакомство родителей (законных представителей) с рабочей (индивидуальной) программой коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

октябрь, май

2 «Университет для родителей» семинар-практикум: «Создание условий и организация развивающей среды для ребенка дома»

 (Изготовление лэпбука для самостоятельных занятий детьми дома при выполнении домашнего задания)

ноябрь

3 «Приёмы контроля за правильным произношением «новых» звуков в речи детей» (для успешного введения в самостоятельную речь и  автоматизации поставленных логопедом звуков)

декабрь

4 «Как развить у ребёнка выразительную речь» Просодика речи в домашних условиях. Мастер-класс «Логоритмика с мамой»

январь

5 Взаимосвязь развития грамотной связной устной речи и логического мышления» Консультация, презентация, видеофрагменты с занятий.

февраль

6 «Игры, направленные на развитие грамматического строя речи, профилактика дислексии и дисграфии» Семинар-практикум.

март

7 «Интерактивные игры в логопедической практике». Демонстрация игровых комплексов для занятий дома, в летний период для подготовки к школьному обучению: «Игровой комплекс «Учи.ру»

апрель

8 Информация для родителей о состоянии речи ребенка (индивидуальные беседы по запросам)

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»

Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для родителей "Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "За" и "Против"

В данной консультации родители узнают:1. Что это за группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи;2. Причины, по которым может быть рекомендовано посещение такой группы;3....

Годовой план работы с родителями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год

План работы  с родителями поможет выстроить работу в триаде «Логопед – Ребёнок – Родитель», будет способствовать установлению  партнёрских отношений с семьёй реб...