Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. План работы с родителями учителя-логопеда на учебный год.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Что нужно знать родителям о правах ребенка с ОВЗ, ребенка дошкольника. Кто такие дети с ОВЗ? Что такое ТНР? Зачем нужны занятия логопеда. План работы с родителями на учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 лет до прекращения образовательных отношений.
Программа компенсирующей направленности обеспечивает условия для дошкольного образования, определяемые общими и особыми потребностями обучающихся с ОВЗ (по направлению ТПМПК), для достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи:
- Коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия.
- Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
- Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Нормативные документы
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет,
не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами,
но имеющие временные и/или постоянные отклонения
в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся
в создании специальных условий обучения.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это отклонения в развитии речевых способностей, которые могут возникать в раннем детстве и сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых
служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать
стандартную общеобразовательную систему.
Это обусловлено тем, что вслед за речью:
- снижается вербальная память,
-отстает логическое мышление,
-появляются трудности выполнения устных инструкций,
-плохо развита моторика,
-а также снижена мотивация,
- неуверенность в себе и раздражительность.
Из-за тяжелого нарушения речи ребенок:
- мало коммуницирует в обществе,
- у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи.
- слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются
отклонения и в эмоционально-волевой сфере.
Им присущи: нестойкость интересов, пониженная наблюдательность,
сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает медикаментозные и физиотерапевтические методики компенсации, и как дополнение - занятия с логопедом.
Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
- ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
- проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
- подкорковые центры;
- мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
- кора головного мозга.
Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.
Обязанности родителей детей с ТНР согласно Программе:
Родители.
- Выполняют рекомендации ТПМПК, проводят комплексную реабилитацию своих детей;
- создают и обеспечивают коррекционную, компенсирующую образовательную среду в домашних условиях.
- принимают полноправное участие в образовательном процессе ДОУ;
- имеют право на индивидуальное консультирование у специалистов, работающих с их детьми;
- регулярно работают по заданиям педагогов вместе со своим ребенком.
План работы с родителями(законными представителями) учителя-логопеда группы ТНР на учебный год.
| Сроки |
1 Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по результатам мониторинга. Знакомство родителей (законных представителей) с рабочей (индивидуальной) программой коррекционной работы по преодолению речевых нарушений. | октябрь, май |
2 «Университет для родителей» семинар-практикум: «Создание условий и организация развивающей среды для ребенка дома» (Изготовление лэпбука для самостоятельных занятий детьми дома при выполнении домашнего задания) | ноябрь |
3 «Приёмы контроля за правильным произношением «новых» звуков в речи детей» (для успешного введения в самостоятельную речь и автоматизации поставленных логопедом звуков) | декабрь |
4 «Как развить у ребёнка выразительную речь» Просодика речи в домашних условиях. Мастер-класс «Логоритмика с мамой» | январь |
5 Взаимосвязь развития грамотной связной устной речи и логического мышления» Консультация, презентация, видеофрагменты с занятий. | февраль |
6 «Игры, направленные на развитие грамматического строя речи, профилактика дислексии и дисграфии» Семинар-практикум. | март |
7 «Интерактивные игры в логопедической практике». Демонстрация игровых комплексов для занятий дома, в летний период для подготовки к школьному обучению: «Игровой комплекс «Учи.ру» | апрель |
8 Информация для родителей о состоянии речи ребенка (индивидуальные беседы по запросам) | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»
Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...
Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»
Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Консультация для родителей "Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "За" и "Против"
В данной консультации родители узнают:1. Что это за группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи;2. Причины, по которым может быть рекомендовано посещение такой группы;3....
Годовой план работы с родителями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год
План работы с родителями поможет выстроить работу в триаде «Логопед – Ребёнок – Родитель», будет способствовать установлению партнёрских отношений с семьёй реб...