Игры на развитие слухоречевой памяти
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лаптенкова Ирина Владимировна

Информация в родительский уголок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_sluhorechevuyu_pamyat.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития слухоречевой памяти

Слухоречевая память – это процесс запоминания и воспроизведения речевого материала (звуков, слогов, слов). Развитие слухоречевой памяти играет очень важную роль в развитии ребенка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации, часто воспринимаемой на слух. Родители в домашних условиях могут развивать слухоречевую память, играя с ребенком в простые игры, не требующие особой подготовки.

  1. «Запоминай и выполняй»

Ребенку предлагается запомнить и выполнить несколько простых действий:

«Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика. Собачку поставь на стол, а зайчика – на большой стул». Желательно, чтобы ребенок проговаривал совершаемые действия вслух.

  1. «Магазин»

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Овощной», «Игрушки» и любые другие.

  1.  «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка – молоко», «мальчик – машина», «стол – пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

  1. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова – теленок; близким по звучанию, например, стол – стон); ребенок должен найти ошибку.

  1. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный – ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться.

  1.  «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» (и т.д.).

  1. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.

Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк елка стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3 фраз.

  1.  «Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

  1. Игра «Хлопки по кругу»

Для начала нужно поставить ребят в круг и объяснить, как будут передаваться хлопки. Тут все просто: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать поверх ладони соседнего игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Каждый игрок, проговаривая слово из считалки, в такт ударяет соседа правой рукой по его ладони. Когда считалка подходит к проговариванию цифры – тот игрок, на которого пришлось назвать число - называет любое число и хлопки продолжаются под счет. Но на последней цифре-хлопке, задача принимающего игрока – убрать руку, чтобы хлопок не пришелся по его ладони.

Вот немножко вариантов для считалок: 

Летела ворона по синему небу, читала газету под номером...

Улица Пушкина, дом Колотушкина, квартира Мойдодыра под номером …

Шла собака по роялю и сказала цифру …

Летела корова в голубых панталонах, читала газету под номером ….

Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером …

Шел крокодил трубку курил. Трубка упала и написала ...

Летел лебедь по синему небу, сломал крыло, загадал число …

Летели дракончики, ели пончики, сколько пончиков съели дракончики?

Бежала собачка, жевала жвачку, жвачка упала, собачка сказала …

Летела корова, мычала слово. Какое слово сказала корова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:1. «Магазин»Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их ко...

«Игры для развития слухоречевой памяти и произвольной регуляции деятельности»

Слухоречевая память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти инфор...

Игры для развития слухоречевой памяти

Слухоречевая память очень важна при обучении ребёнка в школе, во многом, от того насколько хорошо она развита, зависит успех обучения, ведь она отвечает за сохранение и воспроизведение информации...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

1. «Магазин» Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре по...

Игры для развития слухоречевой памяти

Слухоречевая память очень важна при обучении ребёнка в школе, во многом, от того насколько хорошо она развита, зависит успех обучения, ведь она отвечает за сохранение и воспроизведение информации, пер...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:...